Особенности юридической ответственности государственных служащих РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических основ нормативно-правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть государственную гражданскую службу, как объект права;
- проанализировать государственную гражданскую службу, как субъект права;
- рассмотреть дисциплинарную ответственность государственных служащих;
- изучить административную ответственность государственных служащих;
- раскрыть уголовную ответственность государственных служащих.

Содержание

Введение 3
1. Государственная гражданская служба как субъект и объект права 5
1.1. Государственная гражданская служба как объект права 5
1.2. Государственная гражданская служба как субъект права 10
2. Ответственность государственных служащих по российскому законодательству 18
2.1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих 18
2.3. Административная и уголовная ответственность государственных служащих 22
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Особенности юридической  ответственности государственных служащих РФ.

 

Содержание 

Введение 3

1. Государственная гражданская служба как субъект и объект права 5

    1.1. Государственная  гражданская служба как объект  права 5

    1.2. Государственная  гражданская служба как субъект права 10

2. Ответственность государственных служащих по российскому законодательству 18

    2.1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих 18

    2.3. Административная  и уголовная ответственность  государственных служащих 22

Заключение 25

Список литературы 26

 

Введение 

    Актуальность  темы обусловлена всем ходом проводимой в нашей стране модернизации всего  государственного строительства, одним  из основных аспектов которого является противодействие коррупции. В ходе проводимого курса на «бескомпромиссное искоренение» коррупции в значительной степени изменяется правовое положение государственных служащих Российской Федерации. Тем не менее, разработчики национального плана по противодействию коррупции необоснованно обошли своим вниманием институт ответственности государственных служащих.

    Несмотря  на общепризнанную среди ученых значимость института ответственности государственных  гражданских служащих, его нормативное  закрепление не смогло избежать ряда недостатков, которые порождают  крайне низкую степень «востребованности» на практике соответствующих положений закона. Непоследовательность правового регулирования имеет своим результатом недостаточную эффективность института ответственности государственных гражданских служащих в целом и снижение его роли в качестве средства поддержания служебной дисциплины в системе органов государственной власти.

    Таким образом, актуальность исследования избранной  темы обусловлена необходимостью теоретического анализа понятия    ответственности  государственных гражданских служащих, ее сущности, отличительных признаков, а также места и роли в обеспечении законности в государственной управленческой деятельности.

    В числе представителей современной  отечественной правовой науки, в  трудах которых нашли свое отражение  отдельные теоретические аспекты ответственности государственных гражданских служащих можно назвать: Ю.С. Адушкина, Г.В. Атаманчука, И.Н. Барцица, Д.Н. Бахраха, А.А. Гришковца, А.А. Демина, В.А. Козбаненко, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Полетаева, Ю Н. Старилова, Л.А. Чиканову.

    Объектом  исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу привлечения государственных гражданских служащих к ответственности.

    Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты ответственности государственных гражданских служащих, ее нормативная основа, а также вопросы эффективности правовых норм о ответственности гражданских служащих.

    Целью исследования является разработка теоретических основ нормативно-правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.

    Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

    -   раскрыть государственную гражданскую  службу, как объект права;

    -   проанализировать государственную гражданскую службу, как субъект права;

    -   рассмотреть дисциплинарную ответственность  государственных служащих;

    - изучить административную ответственность  государственных служащих;

    - раскрыть уголовную ответственность  государственных служащих.

     Теоретическую основу исследования составили фундаментальные  положения теории государства и  права, конституционного, административного, трудового права.

     Методологической  основой исследования является совокупность общенаучных методов   и частных  приемов научного познания. В работе широко применялся диалектический метод, позволяющий рассматривать явления в динамике, исторической взаимосвязи элементов предмета научного осмысления 
 

1. Государственная  гражданская служба  как субъект и  объект права

1.1. Государственная гражданская служба как объект права 

      В процессе реформирования государственной  службы была сформирована государственная  гражданская служба как вид государственной  службы, выстроена система федеральной  государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения о формировании правовых основ правоохранительной службы.

      Гражданским обществом к государственной  службе предъявляются высокие требования. Однако оценка профессиональной служебной  деятельности государственных служащих еще слабо связана с тем, насколько  качественно в государственном  органе оказываются государственные услуги гражданам и организациям.

      Государственная гражданская служба Российской Федерации - представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

      Данное  определение позволяет выявить  характеризующие гражданскую службу, как объект права, следующие признаки:

      1) профессиональная деятельность, осуществляемая  на основе профессионализма и компетентности, т.е. специальных знаний и навыков;

      2) деятельность, осуществляемая гражданами  РФ;

      3) деятельность с целью обеспечения  полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов РФ, лиц, замещающих  государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

      Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

      Законами, устанавливающими основы государственной гражданской службы Российской Федерации, являются Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Первый из них устанавливает разделение государственной службы Российской Федерации на три вида (государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба), а второй принят в его исполнение и регулирует отношения, связанные непосредственно с государственной гражданской службой. До принятия Федерального закона № 79-ФЗ данную сферу регулировал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

      При классификации принципов государственной  службы целесообразно выделять три  группы принципов: конституционные, организационные  и вспомогательные. Конституционные  принципы обусловлены положениями  Конституции РФ. Организационные  принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев. В реальной жизни гражданские служащие руководствуются еще и вспомогательными принципами, которые разбросаны в различных нормативных документах.

      Принципами  гражданской службы являются:

      1) приоритет прав и свобод человека  и гражданина;

      2) единство правовых и организационных  основ федеральной гражданской  службы и гражданской службы  субъектов Российской Федерации;

      3) равный доступ граждан, владеющих  государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

      4) профессионализм и компетентность  гражданских служащих;

      5) стабильность гражданской службы;

      6) доступность информации о гражданской службе;

      7) взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

      8) защищенность гражданских служащих  от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность.

      Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, основывается на ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей не только "высшую ценность", но и обязанность государства: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства", а следовательно - и всех государственных служащих РФ.

      Принцип единства правовых и организационных  основ федеральной гражданской  службы и гражданской службы субъектов  РФ органично вытекает из первого  принципа. Единство соблюдения указанной "высшей ценности" и обязанности государства устанавливает минимальные, но одновременно и фундаментальные требования к общим правилам деятельности государственных служащих, независимо от того, кому они "служат" - Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. Кроме того, рассматриваемый принцип учитывает федеративное устройство нашего государства и наличие вопросов как исключительного ведения, так и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

      Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют равный доступ к гражданской службе. Комментируемая статья Федерального закона воспроизводит конституционный принцип, а также детализирует его, запрещая любую дискриминацию, но устанавливая общеобязательные условия реализации названного права граждан РФ, связанные исключительно с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

      Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих обязывает  гражданских служащих и претендентов на этот статус иметь профессиональное (как правило - высшее) образование, соответствующее должностным полномочиям, стаж работы и пр. Одновременно принцип проявляется и в требовании к гражданским служащим постоянно повышать профессионализм и компетентность, в создании для этого необходимых условий.

      Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к  безупречному выполнению должностных  обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.

      Стабильность  гражданской службы гарантирует  не только стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого  конкретного гражданского служащего. Одновременно такая стабильность означает незыблемость и непрерывность деятельности государственного аппарата.

      Принцип доступности информации о гражданской  службе является частным проявлением  конституционной нормы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ), в соответствии с которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

      Реализация  рассматриваемого принципа заключается, в частности, в указанной выше процедуре конкурсного замещения  должностей гражданской службы, предусматривающей  обязательность информирования неопределенного  круга граждан о соответствующих  вакансиях.

      Принцип взаимодействия с общественными  объединениями и гражданами означает «от обратного», отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций. Иными словами, гражданский служащий в своей профессиональной деятельности должен быть нейтрален - и политически, и идеологически, и религиозно.

Информация о работе Особенности юридической ответственности государственных служащих РФ