Особенности оценки исполнения обязанностей государственными служащами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ процессов аттестации и комплексной оценки деятельности государственной службы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•изучить понятие, виды и принципы государственной службы;
•исследовать существующую классификацию, права и обязанности государственных служащих;
•провести анализ технологии процесса аттестации госслужащих;
•проанализировать методы проведения оперативной оценки результативности деятельности государственных служащих;
•определить пути реформирования системы оценки и механизма аттестации государственной службы Украины.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 6
1.1. Прохождение государственной службы как центральный институт государственной службы 6
1.2. Понятие и структура прохождения государственной службы 19
1.3 Правовое регулирование государственной службы 41
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 45
2.1 Методы оценки деятельности государственных служащих 52
2.2 Анализ системы оценки государственных служащих на примере органа местного самоуправление Севастопольского Городского Совета 55
Глава III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВНИЮ 61
3.1 Предложения по совершенствованию системы оценки выполнения обязанностей государственных служащих 61
3.2 Предложения по совершенствованию механизма аттестации государственных служащих 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложение 1 84
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 88

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Новеллой в  Законе можно назвать законодательное  определение должностного лица местного самоуправления: должностным лицом местного самоуправления является лицо, работающее в органах местного самоуправления, имеющее соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно- распорядительных и консультативно-совещательных функций и получающее заработную плату за счет местного бюджета.

Должностями в  органах местного самоуправления являются:

—    выборные должности, на которые лица избираются территориальной громадой;

—   выборные должности, на которые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;

—   должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством Украины.

Служба в  органах местного самоуправления осуществляется на следующих основных принципах:

—   служение территориальной громаде;

—   сочетание местных и государственных интересов;

—   верховенство права, демократизма и законности;

—   гуманизм и социальная справедливость;

—   гласность;

—   приоритет прав и свобод человека и гражданина;

—   равные возможности доступа граждан к службе в органах местного самоуправления с учетом их деловых качеств и профессиональной подготовки;

—   профессионализм, компетентность, инициативность, честность, преданность делу;

—   подконтрольность, подотчетность, персональная ответственность за нарушение дисциплины и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;

—  соблюдение прав местного самоуправления;

—   правовая и социальная защищенность должностных лиц местного самоуправления;

—   защита интересов соответствующей территориальной громады;

—   финансовое и материально-техническое обеспечение службы за счет средств местного бюджета;

—   самостоятельность кадровой политики в территориальной громаде.

Право на службу в органах местного самоуправления имеют граждане Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, срока проживания на соответствующей территории. Вместе с тем законодатель предусмотрел определенные квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие должностей в органах местного самоуправления. Так, на соответствующую должность могут быть назначены лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку, владеющие государственным языком в объемах, достаточных для исполнения должностных обязанностей.

Правовой статус должностных лиц местного самоуправления определяется Конституцией Украины, Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О статусе депутатов местных советов», «О выборах депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов», «О службе в органах местного самоуправления» и другими законами Украины.

Граждане Украины, впервые принимаемые (избираемые) на службу в органы местного самоуправления, приносят присягу следующего содержания: «Осознавая свою высокую ответственность, торжественно клянусь, что буду верно служить обществу и народу Украины, неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Украины, содействовать воплощению их в жизнь, охранять права, свободы и законные интересы граждан, добросовестно исполнять свои должностные обязанности». О принятии присяги делается соответствующая запись в трудовой книжке. Вновь избранные сельские, поселковые, городские головы, председатели советов принимают присягу на сессии соответствующего совета.

Важность функций, возложенных на должностных лиц  органов местного самоуправления, подчеркивается законодательно установленными ограничениями к претендентам на указанные должности. Так, на службу в органы местного самоуправления не могут быть приняты лица:

1) признанные судом недееспособными;

2) имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке;

3) которые, в соответствии с законом, лишены права занимать должности в органах государственной власти и их аппарате или в органах местного самоуправления в течение установленного срока;

4) которые в случае приема на службу в органы местного самоуправления будут непосредственно подчинены лицам, являющимся близкими родственниками или свояками.

Должностные лица местного самоуправления не могут быть организаторами и непосредственными участниками забастовок и других действий, препятствующих исполнению органами государственной власти, органами власти АРК или органами местного самоуправления предусмотренных законом полномочий.

При приеме на службу в органы местного самоуправления должностным  лицам присваиваются ранги в пределах соответствующей категории занимаемых должностей.

В целях оценки деловых и профессиональных качеств, а также квалификации должностных лиц местного самоуправления один раз в 4 года проводится аттестация кадров.

Предельный  возраст пребывания на службе в органах  местного самоуправления составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 5 лет по решению сельского, поселкового, городского головы, председателя районного, районного в городе, областного совета. Эти ограничения не распространяются на должностных лиц местного самоуправления, которые избираются на соответствующие должности.

Полномочия  должностных лиц органов местного самоуправления реализуются путем законодательного определения предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей.

Должностное лицо местного самоуправления имеет право:

— на уважение личного достоинства, справедливое и почтительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан;

— на оплату труда в зависимости от занимаемой должности, присвоенного ему ранга, качества, опыта и стажа работы;

— на продвижение по службе в соответствии с профессиональным образованием, результатами работы и аттестации;

— на социальную и правовую защиту;

— получать в установленном законодательством порядке у соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и форм собственности, отдельных лиц материалы и информацию, необходимые для исполнения своих служебных обязанностей;

— требовать проведения служебного расследования с целью опровержения безосновательных, на его взгляд, обвинений или подозрений в отношении его;

— защищать свои законные права и интересы в органах государственной власти, органах власти АРК, органах местного самоуправления и в судебном порядке.

Основными обязанностями  должностных лиц органов местного самоуправления являются:

— соблюдение Конституции и законов Украины, иных нормативно-правовых актов; обеспечение в соответствие с их полномочиями эффективной деятельности органов местного самоуправления;

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— постоянное совершенствование организации своей работы, повышение профессиональной квалификации;

— добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, инициативность и творчество в работе;

— уважительное отношение к гражданам и их обращениям в органы местного самоуправления, забота о высоком уровне культуры общения и поведения, авторитете органов и должностных лиц местного самоуправления;

— недопущение действий или бездействия, которые могут повредить интересам местного самоуправления и государства.

Служба в  органах местного самоуправления может  быть прекращена, кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, также в случае:

— отказа должностного лица местного самоуправления от принесения присяги;

— нарушения условий реализации права на службу в органах местного самоуправления;

— не предоставления сведений или предоставления должностным лицом местного самоуправления ложных сведений о его доходах в установленный срок;

— выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию на службе, или не соблюдения требований, связанных с прохождением службы в органах местного самоуправления;

— достижения должностным лицом местного самоуправления предельного возраста пребывания на службе в органах местного самоуправления.

Лица, виновные в нарушении законодательства о  службе в органах местного самоуправления, привлекаются к гражданской, административной, уголовной ответственности, согласно закону [55].

Оценка эффективности  деятельности государственных служащих - это процесс, направленный на определение вклада этих служащих в соответствии с их компетенцией в достижение целей и задач органа государственной власти. Как правило, процесс оценки эффективности включает в себя следующие элементы:

  • установление четких стандартов деятельности для каждой должности и критериев оценки эффективности этой деятельности в должностных инструкциях государственных служащих;
  • выработка процедуры оценки эффективности деятельности (периодичность, методы оценки);
  • непосредственную оценку эффективности деятельности по выбранному методу;
  • обсуждение результатов оценки с работником;
  • принятия решения по результатам оценки и документирование оценки.

Целью оценки является определение путей для улучшения  работы аппарата и конкретного государственного служащего, а также определение форм и объемов поощрения государственных служащих для улучшения качества результатов их деятельности. Оценка эффективности деятельности госслужащих базируется на принципах:

  • учета специфики объекта оценки (оценка не только экономической, но и социальной эффективности);
  • определение результатов деятельности государственного служащего на основе его должностных обязанностей и функций органа государственной власти;
  • использование двусторонней шкалы оценки результатов деятельности;
  • локальности критериев оценки эффективности деятельности;
  • использование коэффициентов трудового вклада работников.

Объектом оценки является эффективность деятельности государственного служащего, который в научной литературе принято классифицировать по специфике достигаемых в процессе этой деятельности  вытесняются методами оценки по результатам [25].

Результат деятельности государственного служащего как объект оценки может выступать в таких формах, что очень сложно оценить в соотношении с затраченными ресурсами, поскольку результат может иметь не только экономические последствия, но и определенное социальное, политическое, социально-психологическое значение для общества.

С целью определения  качества и эффективности выполнения государственной службой своих обязательств (программ, задач, мероприятий и т.д.).

Используются  следующие виды индикаторов:

  • индикаторы расходов определяются на основе объема финансовых, кадровых и других ресурсов, которые используются для выполнения конкретных программ или для предоставления определенных услуг (обычно эти расходы рассчитываются в случае подготовки финансового обоснования и представления бюджета);
  • индикаторы результатов / объемов работы определяются на основе расчета единиц продукции или предоставляемых услуг и объема рабочей нагрузки или полученных услуг;
  • индикаторы результатов / эффективности определяются на основе результатов функционирования (включая качество) государственной службы (по словам американского специалиста в области гражданской службы Р. Эпстейн, измерения эффективности - это метод проверки, насколько адекватно отражаются и удовлетворяются правительством общественные цели и интересы);
  • индикаторы эффективности / рентабельности определяются как соотношение количества выполненных работ или оказанных услуг к их стоимости в денежных единицах человеко-часах;
  • индикаторы производительности сочетают в себе характеристики производительности и эффективности, например, "количество метров дороги, отремонтированного в течение одного часа работы" означает производительность, а "часть дороги, отремонтированной надлежащим образом" (есть такая, которая эксплуатируется без повторного ремонта в течение установленного срока) отражает эффективность.

С целью повышения  профессиональной компетентности и  ответственности государственных служащих за порученное дело во многих западных странах широко применяется система оценок (аттестации) исполнительной деятельности государственных служащих.

Общеизвестна  традиционная система аттестации руководителей  и специалистов с использованием количественного рейтингового подхода  к оценке профессиональных, деловых и личностных качеств персонала с применением социологического аппарата. Наиболее характерной для этого направления методика, разработанная Е. Дорошенко.

Информация о работе Особенности оценки исполнения обязанностей государственными служащами