Ответственность по административному праву. Правовые аспекты регулирования и совершенствования норм

Автор: Татьяна Новосёлова, 03 Сентября 2010 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа посвящена одной из важных тем правовой науки - административной ответственности. Считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической ответственности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 Ответственность по административному праву и её виды…………………………………………………………….. 5
§1.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву.……………………............................................................................... 5
§1.2 Материальная ответственность по административному праву……. 10
ГЛАВА 2 Правовые аспекты регулирования и совершенствования Норм………………………………………………………………………… 15
§2.1 Понятие и особенности административно-правовых норм………... 15
§2.2 Виды административно-правовых норм…………………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы……………………………………... 26

Работа содержит 1 файл

Административное право Новосёлова Т.Е. ЮР-21.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО

«Московская Государственная Академия Водного  Транспорта»

заочное обучение 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 
 

по  дисциплине: Административное право

На  тему: «Ответственность по административному праву. Правовые аспекты регулирования и совершенствования норм». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил (а) студент (ка):

Факультет: Юридический

Курс: 2

Группа: ЮР№21

              г. Омск

Новосёлова  Татьяна Евгеньевна

Зачетная  книжка № 674 
 
 
 
 
 

2008г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………….       3 

ГЛАВА 1 Ответственность по административному

праву и её виды……………………………………………………………..       5

§1.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву.……………………...............................................................................      5

§1.2 Материальная ответственность по административному праву…….      10 
 

ГЛАВА 2 Правовые аспекты регулирования и совершенствования

Норм…………………………………………………………………………       15

§2.1 Понятие и особенности административно-правовых норм………...       15

§2.2 Виды административно-правовых норм……………………………..       20 

Заключение………………………………………………………………….       25 

Список использованной литературы……………………………………...       26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          Данная контрольная работа посвящена  одной из важных тем правовой науки - административной ответственности. Считаю необходимым упомянуть об основных  составляющих  юридической  ответственности.                      

          На всех стадиях правового регулирования общественных  отношений юридическая ответственность является необходимым стимулятором правомерного  поведения,  содействует  воспитанию  чувства нравственного, политического и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

          Законодательство об ответственности постоянно совершенствуется. Идеи полной ответственности, ее неотвратимости, справедливости и гуманности находят все большее  применение  в  законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

       Юридическая ответственность проявляется как государственное принуждение, осуществляемое компетентными государственными органами в отношении нарушителя правовых норм.  При отсутствии соответствующего акта компетентного органа  юридическая  ответственность не наступает.

               Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами,  функциями,  правами и обязанностями каждого из  них.  Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно,  кто несет за него ответственность.

     И точно так же должно быть ясно, кто  несет ответственность, если назревшее  решение не принимается или затягивается.

          Эти положения приобрели еще большую актуальность в  современных  условиях,  когда поставлена цель, достичь качественно нового  состояния общества.

     От  каждого органа государственного управления, от каждого трудового коллектива сейчас требуется способность действовать инициативно,  анализировать реально происходящие процессы, выявлять назревшие  проблемы,  своевременно  и  правильно  их  разрешать.

     Институт  юридической ответственности, социальной ответственности в целом призван  способствовать этому.

          Нормы административного права  предусматривают разнообразные  виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную,  материальную (для  лиц,  на  которых  не  распространяется действие  норм трудового права).  С учетом этого нужно различать понятия "ответственность по административному  праву"  и  "административная ответственность".

          Ответственность по нормам административного  права  охраняет не  только  нормы этой отрасли, но и  ряда других отраслей права  -  государственного,  трудового,  финансового, земельного и т.д.

     Это  особенно ярко проявляется при рассмотрении административной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. Ответственность  по

      административному праву и её виды.

              

     §1.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву.

    Административное  право осуществляет различные функции  в определении, установлении и реализации дисциплинарной ответственности. В первую очередь это касается определения перечня субъектов (органов и должностных лиц), имеющих право налагать дисциплинарные взыскания.

    У преобладающего большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется, как правило, нормами трудового и административного права. Для других категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц эти отношения регламентированы специальными уставами, где указаны виды дисциплинарной ответственности и порядок их применения.

    Дисциплинарная  ответственность - это установленные  в законном порядке меры принудительного  воздействия, применяемые к государственным  служащим в порядке служебной  соподчиненности, виновным в нарушениях норм и правил по осуществлению функций и задач государственной службы.

    Например, к нормативным актам, регулирующим порядок, виды и пределы наложения  дисциплинарных взысканий на государственных  служащих, относятся: Федеральный Закон  «Об основах государственной  службы Российской Федерации»; «Положение о федеральной государственной службе»; «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ»; «Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции» и другие. В каждом из них содержатся основания привлечения к дисциплинарной ответственности, права органов исполнительной власти и их должностных лиц по наложению на своих подчиненных этих взысканий, виды дисциплинарных взысканий, а также порядок их наложения и способы обжалования.

    В соответствии с законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение1.

    Дисциплинарное  взыскание может быть наложено только за дисциплинарный проступок, при совершении других деяний законом предусмотрена иная юридическая ответственность (административная, уголовная, материальная).

    Каждый  государственный служащий несет  персональную дисциплинарную ответственность  за неправомерность только своих действий. Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным должностным лицом или органом, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Также право решать вопрос о снижении в должности или увольнении с государственной службы предоставляется тем должностным лицам или органам, которым принадлежит право назначения гражданина на должность. Государственный служащий, совершивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса об ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем его назначившим.

    Законодательством определяется порядок проведения служебных  расследований, применения дисциплинарных взысканий и обжалования. Например, до применения дисциплинарного взыскания  от служащего должно быть затребовано письменное объяснение о причинах и условиях совершения проступка. Это способствует выявлению вины и является, по существу, одной из гарантий обоснованности наложения взыскания. Однако отказ государственного служащего, совершившего административный проступок, дать объяснение не препятствует возможности наложения на служащего дисциплинарного взыскания. Законодательством определено, что взыскания налагаются не позднее одного месяца со дня обнаружения (длящегося) или совершения проступка, при этом в этот срок не засчитывается время болезни служащего или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начинается отсчет срока для наложения взыскания, считается день, когда лицу (руководителю), которому подчинен государственный служащий, стало известно о совершении дисциплинарного проступка.

    Законодательством определено, что дисциплинарное взыскание  не может быть наложено позднее шести  месяцев со дня совершения или  обнаружения проступка. За каждый проступок  может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

    Руководитель, наложивший на государственного служащего  дисциплинарное взыскание, объявляет  об этом в приказе (распоряжении) и  объявляет о наказании служащему  под расписку. При этом отказ об ознакомлении с характером взыскания не влияет на обязательность исполнения объявленного взыскания2.

    Как правило, приказ (распоряжение) о наложении  взыскания на служащего доводится  до сведения личного состава государственного органа, где проходит службу привлекаемый к ответственности. Дисциплинарные взыскания в отличие от поощрений в трудовую книжку не записываются, за исключением случаев увольнения с государственной службы за нарушения трудовой дисциплины. Кроме того, законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников также и другие дисциплинарные взыскания.

    При наложении дисциплинарного взыскания  должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых  он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

    До  решения вопроса о привлечении  государственного служащего к дисциплинарной ответственности он может быть временно (но не более чем на месяц), отстранен  от исполнения своих должностных  обязанностей с сохранением денежного содержания. Срок действия дисциплинарной ответственности один год со дня вынесения взыскания. При этом если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то дисциплинарное взыскание снимается автоматически. Взыскание может быть снято и ранее года, если служащий проявит себя по службе с исключительно положительной стороны.

    Служащий  по своему усмотрению может обжаловать правомерность наложения дисциплинарного  взыскания в административном (вышестоящему руководителю) или судебном порядке в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

    Дисциплинарная  ответственность военнослужащих регламентируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, утвержденным указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. В уставе определены понятие и сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров или начальников по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).

    Действие  Устава распространяется на военнослужащих и на лиц, состоящих в запасе или  находящихся в отставке, которым  предоставлено право ношения  военной формы одежды.

    Кроме этого действие дисциплинарного  устава распространено на: пограничные  войска, внутренние войска Министерства внутренних дел, железнодорожные войска и войска гражданской обороны  и на военнослужащих других министерств  и ведомств РФ.

Информация о работе Ответственность по административному праву. Правовые аспекты регулирования и совершенствования норм