Подготовка, принятие, опубликование, вступление в силу, действие актов органов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Правильная организация работы по приданию управленческим решениям нормативной правовой формы, проведению координационных и практических мероприятий в сфере нормотворчества напрямую связана с эффективностью системы государственного управления и в конечном итоге с качественным уровнем жизни людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------3
1. ПОДГОТОВКА, ПРИНЯТИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ--------------------------------------------------------------------4
2.ОСНОВАНИЯ ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ В НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ---------11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------17
ЛИТЕРАТУРА --------------------------------------------------------------------20

Работа содержит 1 файл

гот по АП.doc

— 111.50 Кб (Скачать)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------3
1. ПОДГОТОВКА, ПРИНЯТИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ--------------------------------------------------------------------4

2.ОСНОВАНИЯ ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ В НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ---------11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------17

ЛИТЕРАТУРА --------------------------------------------------------------------20

ВВЕДЕНИЕ.

Правильная организация  работы по приданию управленческим решениям нормативной правовой формы, проведению координационных и практических мероприятий в сфере нормотворчества  напрямую связана с эффективностью системы государственного управления и в конечном итоге с качественным уровнем жизни людей.

Сформировавшаяся в Республике Беларусь система нормотворческих органов соответствует курсу государства, направленному на повышение функциональности системы государственного управления и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

При подготовке работы использованы законодательные и иные правовые акты, определяющие статус и компетенцию  нормотворческих органов и их подразделений, организацию деятельности по подготовке и принятию нормативных правовых актов, выступления Главы государства по вопросам нормотворческой деятельности, отчеты о деятельности субъектов нормотворческой деятельности, материалы, содержащиеся в научных статьях и комментариях руководителей и специалистов государственных органов, осуществляющих подготовку и принятие нормативных правовых актов.

         .

1. ПОДГОТОВКА, ПРИНЯТИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Конституцией Республики Беларусь устанавливается система нормотворческих органов на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, регламентируются основные полномочия Президента Республики Беларусь - Главы государства, Парламента, Правительства, судебных, надзорных и контролирующих органов, органов местного управления и самоуправления и определяется общий механизм подготовки и принятия законопроектов [1, c.18].

Одним из основных законодательных  актов в сфере организации работы государственных органов (организаций) по подготовке проектов правовых актов является Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ (далее - Закон о НПА). Этот правовой акт впервые на законодательном уровне регламентировал вопросы подготовки, оформления, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации всех видов нормативных правовых актов, до этого времени закрепленные в научных трудах по теории государства и права, ввел единую и четкую терминологию, применяемую в нормотворчестве [4, c.23]. Таким образом, данным Законом охвачены все стадии нормотворческого процесса, что позволяет сделать прозрачной и открытой работу республиканских и местных нормотворческих органов.

На основе обобщения практики применения названного Закона и временных методических правил подготовки проектов нормативных правовых актов, ранее утвержденных Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь (далее - НЦЗД), Главой государства Указом от 11 августа 2003 г. № 359 утверждены Правила подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь (далее - Правила подготовки проектов).

В соответствии с Законом  о НПА и Правилами подготовки проектов к нормотворческим органам  относятся государственные органы (организации) и должностные лица, осуществляющие принятие нормативных правовых актов [9, c.11].

Поскольку принятие нормативных  правовых актов практически всегда создает правовые и иные последствия, в том числе оказывающие непосредственное влияние на процесс государственного управления, указанными законодательными актами определен исчерпывающий перечень нормотворческих органов. Это Президент Республики Беларусь, палаты Парламента, Правительство, Конституционный, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, министерства, иные республиканские органы государственного управления (в том числе Управление делами Президента Республики Беларусь и Высшая аттестационная комиссия), местные Советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы [4, c.7].

В настоящее время  в системе государственного управления и нормотворческого процесса законодательно установлена следующая практика принятия (издания) (далее - принятие) нормативных актов[7, c.46]:

Президентом Республики Беларусь принимаются декреты, указы  и распоряжения Президента Республики Беларусь;

палатами Национального  собрания Республики Беларусь (далее - Национальное собрание) - законы Республики Беларусь и постановления названных палат;

Правительством - постановления  Совета Министров Республики Беларусь;

Конституционным Судом - заключения указанного суда, Верховным  и Высшим Хозяйственным судами - постановления пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов;

Генеральным прокурором - приказы Генерального прокурора;

Национальным банком, Национальной академией наук Беларуси - их постановления;

министерствами, иными  республиканскими органами государственного управления - постановления и приказы  этих органов;

местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами - решения названных органов.

Другие организации  и должностные лица могут быть наделены полномочиями на принятие нормативных  правовых актов только в соответствии с законодательными актами (законами, декретами, указами Президента Республики Беларусь). Так, Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 ”Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь“/ Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 3, ст. 103право принятия нормативных правовых актов в сфере технической защиты информации предоставлено на постоянной основе Государственному центру безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (на практике таких нормативных правовых актов принято незначительное количество) [6, c.69].

Администрации Президента Республики Беларусь и Центризбиркому не предоставлено на уровне законодательных  актов право принятия нормативных  правовых актов, но по сути данные государственные органы принимают такие акты (например, Администрация Президента Республики Беларусь - в сфере деятельности подведомственных организаций, а Центризбирком - по вопросам предвыборной агитации, организации голосования). В связи с этим представляется целесообразным законодательно предоставить право Администрации Президента Республики Беларусь и Центризбиркому в пределах своей компетенции принимать правовые акты, имеющие нормативное значение.

Все другие государственные  органы (организации), а также структурные подразделения государственных органов (организаций) имеют право на принятие исключительно ненормативных правовых актов, т.е. актов, принимаемых с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанных на иное однократное применение.

Основные стадии нормотворческого процесса

Нормотворческий процесс  осуществляется с соблюдением установленной  процедуры, включающей следующие основные стадии: планирование нормотворческой  деятельности; подготовку проекта; согласование и проведение экспертиз проекта; внесение проекта в нормотворческий орган для его принятия; принятие нормативного правового акта [5, c.12].

Централизованное государственное  планирование - первая стадия нормотворческого процесса, являющаяся высокотехнологичной и наукоемкой деятельностью. Текущее планирование выражается в разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов, ежегодно утверждаемых указами Президента, а перспективное - в подготовке государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, принимаемых не менее чем на 5 лет.

Государственные программы  и ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов  подготавливаются на основе предложений  субъектов права законодательной  инициативы, иных заинтересованных государственных органов, научных организаций, общественных объединений, а также граждан. Разработка государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов и ежегодных планов подготовки законопроектов осуществляется НЦЗД, а их утверждение (одобрение) - Президентом Республики Беларусь[8, c.17].

Нормотворческие органы на основе государственных программ и ежегодных планов подготовки законопроектов могут разрабатывать и утверждать по согласованию с НЦЗД свои программы  и планы подготовки проектов нормативных правовых актов.

Нормотворческое планирование, а не экстренное принятие правовых актов позволяет принимать в  конечном итоге качественные и основательно продуманные правовые акты, поскольку  на стадии планирования утверждаются основные концептуальные подходы к регулированию соответствующей сферы общественных отношений. Это позволяет более основательно, а не в спешке отработать возможные механизмы реализации принимаемых правовых актов, просчитать их правовые, политические, социально-экономические и иные последствия и при необходимости отказаться от принятия непродуманных правовых актов. При этом планирование нормотворческого процесса вовсе не исключает возможности принятия при необходимости правовых актов в оперативном порядке без включения их в государственные программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов[12, c.167].

Подготовка проекта  нормативного правового акта - творческая и наиболее трудоемкая стадия нормотворческого процесса, требующая привлечения  значительных интеллектуальных сил, владеющих навыками искусства формулирования нормативных предписаний проектов. Данная стадия включает проведение большого количества организационных мероприятий, значительный объем аналитической работы, сбор необходимых материалов и информации, составление текста проекта и его всестороннего обоснования, согласование проекта, проведение юридической и иных необходимых экспертиз. Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта как самостоятельно, в том числе с привлечением специалистов иных организаций, созданием временных комиссий (рабочих групп), так и поручить его подготовку нижестоящему субъекту нормотворческой инициативы, а также заказать НЦЗД (последний вариант на практике реализуется редко).

Согласование проекта  нормативного правового акта отражает степень готовности проекта и  проводится до его внесения в нормотворческий  орган посредством выражения  заинтересованными государственными органами (организациями) согласия либо несогласия с данным проектом и путем его последующего визирования руководителями этих органов (организаций) (при наличии по проекту замечаний и предложений он визируется с замечаниями и предложениями, которые должны быть письменно обоснованы). При этом согласно Закону о НПА проект закона, внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, считается согласованным со всеми заинтересованными государственными органами (организациями), а законопроект, внесенный Советом Министров Республики Беларусь, - с государственными органами, подчиненными Правительству, даже если фактически такое согласование осуществлено не было[5, c.14].

Проведение в установленном  порядке экспертиз проектов нормативных  правовых актов при условии их организации на высоком профессиональном уровне позволяет значительно улучшить качество проектов правовых актов, предотвратить коллизии и неоднозначность правовых норм, исключить возможность негативных последствий при реализации нормативных предписаний[7, c.89].

В настоящее время  законодательно (статьями 49 и 49Закона о НПА) предусмотрены два вида обязательных экспертиз проектов - юридическая и криминологическая [10, c.33].

На стадии внесения проекта  нормативного правового акта в нормотворческий  орган формируется необходимый  пакет документов к проекту (обоснование необходимости принятия нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование, документы о согласовании (визировании) проекта, экспертные заключения по проекту, список лиц, подготовивших проект нормативного правового акта, и др.).

По итогам рассмотрения внесенного в установленном порядке  проекта нормативного правового  акта нормотворческий орган может  его одобрить и принять нормативный  правовой акт, отклонить проект с  указанием мотивов и причин, отложить его принятие на определенный срок либо возвратить проект на доработку с указанием замечаний и предложений[17, c.132].

В соответствии с Законом  о НПА после принятия нормативных  правовых актов должна быть осуществлена надлежащая организация их реализации - разъяснение положений актов уполномоченными государственными органами (должностными лицами), издание комментариев, практических пособий, финансовое, материально-техническое, правовое и организационно-техническое обеспечение реализации актов, обеспечение соблюдения сроков реализации актов[4, c.17].

Контроль и проверка реализации нормативных правовых актов  осуществляются нормотворческими органами и уполномоченными ими иными  органами (лицами), а контроль за конституционностью нормативных правовых актов - Конституционным  Судом. При этом надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, государственный контроль за исполнением нормативных правовых актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, - Комитет государственного контроля.

Срок  и условия официального опубликования  законодательных актов

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь   после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию[8, c.17].

Информация о работе Подготовка, принятие, опубликование, вступление в силу, действие актов органов государственного управления