Понятие административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 09:28, реферат

Описание работы

Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Исторические истоки этой правовой отрасли коренятся в возникших еще в древнейшие времена зачатках правовых начал, призванных организующе воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии.

Содержание

Введение

1. Предмет административного права.

2. Место административного права в правовой системе.

3. Границы действия административного права.

4. Виды управленческих отношений, регулируемых административным правом.

5. Цели административного права.

6. Обобщенная характеристика предмета административного права.

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     Сибирский государственный аэрокосмический  университет 

     имени академика М.Ф. Решетнева

     Финансово-экономический  факультет

  
 
 
 

Кафедра истории и

гуманитарных  наук

Реферат

По дисциплине: Правоведение

 

На тему: «Понятие административного права» 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнил: 

                                                       Проверил:

                                         преподаватель

                                                
       
       

Красноярск 2008 
 

Содержание  

Введение

1. Предмет административного права.

2. Место административного права в правовой системе.

3. Границы действия  административного права. 

4. Виды управленческих  отношений, регулируемых административным  правом.

5. Цели административного  права. 

6. Обобщенная характеристика предмета административного права.

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Вся действующая правовая система, используя  рычаги государственной власти, всегда выполняла и выполняет в наши дни свое социальное назначение - выступает  в качестве организатора общественной жизни.

    Тем не менее исторически возникла и  получила многовековое развитие объективная  потребность в особых регуляторах, имеющих своим непосредственным объектом собственно организующую деятельность власти и связанные с нею общественные отношения. Подобной деятельности древние римляне дали специальное название - administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое, или административное, право.

    Административное  право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Исторические истоки этой правовой отрасли коренятся в возникших еще в древнейшие времена зачатках правовых начал, призванных организующе воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии.

    Одну  из ведущих позиций при этом занимают юридические установления (нормы, правила), с помощью которых обеспечиваются упорядоченность, согласованность общественных связей, без чего практически невозможно существование и прогрессивное развитие общества, каким бы то ни было образом организованного (монархическим, республиканским и т.п.). На это всегда нацелен механизм государственной власти, в распоряжении которого имеются необходимые юридические средства.

    Современное российское административное право  призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

    Важно подчеркнуть, что под регулирующее воздействие норм административного  права соответственно подпадают  те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления федерального и регионального (республики, края, области и т.п.) уровня. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся фундаментом административного права.

    Поэтому конституционное понятие исполнительной власти не исключает, а, напротив, предполагает необходимость совершенствования, укрепления государственного управления, управленческой вертикали. Причем эта  вертикаль включает два типа государственного, или публичного, управления: 1) четкое, твердое управление всеми государственными органами и организациями; 2) более мягкое государственное регулирование, т.е. установление общих правил (налоговых, таможенных, противопожарных и т.д.) в отношении государственных и негосударственных организаций, включая и местное самоуправление.

    Тенденцию укрепления вертикали государственного управления подтверждают и недавно  принятые Президентом РФ и Парламентом  РФ решения о новом порядке  избрания глав исполнительной власти субъектов Федерации и некоторые другие.

    Эффективное государственное управление возможно только при постановке перед всеми  органами публичной власти, всем обществом  четких, ясных, достижимых и конкретных целей, при этом обязательно понятных и одобряемых гражданами страны. Например - удвоить до 2010 года внутренний валовой продукт, обеспечить экономический рост, победить бедность, создать боеспособные Вооруженные силы. Эти цели понятны населению, одобряются им и, скорее всего, прежде чем их обнародовать, просчитаны по своей достижимости и обеспеченности необходимыми ресурсами.

    Повышению эффективности государственного управления, исполнительной власти служит административная реформа. Она необходима: надо повышать управляемость во всех отраслях и  сферах - экономических, социально-культурных, административно-политических; надо совершенствовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, государственную службу, организацию местного самоуправления, устранять административные барьеры, прежде всего перед малым и средним предпринимательством, ликвидировать избыточные, дублирующие функции органов исполнительной власти: и федеральных, и региональных.

    Ключевое  и самое трудное для реализации слово первое - признание. Все остальное  зависит от того, есть это признание или оно отсутствует.

    Все, что сказано выше о государственном  управлении, об административной реформе, решающим образом влияет на сущность, назначение и цели административного  права.

    Многие  годы писали и говорили, что административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. И это правильно. Однако в современных условиях этого явно недостаточно и сущность административного права должна быть дополнена вторым и, может быть, самым важным элементом. А именно, административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предмет административного права
 

    Административное  право представляет собой отрасль  правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная  их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

    В этих общественных отношениях соответственно:

    а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

    б) непосредственно выражается многообразное  содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность);

    в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере  и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

    Такого  рода общественные отношения принято  называть управленческими. Они и  составляют предмет административного права.

    Эти общественные отношения непосредственно  связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно  называются управленческими. Поскольку  управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

    Отсюда  видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.

    В них превалируют воля и интересы членов данных объединений, выражаемые не в юридических нормах (а, например, в уставных нормах). Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

    При этом достигается цель "подчинения" деятельности такого рода формирований требованиям общего правового режима в сфере государственного управления, обеспечения законности их задач и функций путем установления обязательной их государственной регистрации, регламентации их взаимоотношений с субъектами исполнительной власти, осуществления государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона, административно-правовых норм и т.п. В отдельных случаях административное право регламентирует и некоторые стороны внутренней жизни негосударственных формирований (например, применительно к трудовым коллективам), а также может предоставлять возможность использовать за пределами их внутренней организации определенную долю полномочий внешне властного характера, в принципе не свойственных им в силу их общественной, а не государственной (публично-правовой) природы (например, добровольные народные дружины).

    Тем не менее главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления). 

    2. Место административного  права в правовой  системе 

    Необходимо  учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на реальное место административного права в правовой системе, на его служебную роль.

    Во-первых, свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Информация о работе Понятие административного права