Понятие административного принуждения и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:37, реферат

Описание работы

Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, в которых содержатся общеобязательные правила поведения (например, правила безопасности движения, при¬родоохранные, противопожарные правила и т.п.). Также следует заметить, что все меры принуждения осуществляются на основании и в пределах права.
Цель данного реферата – раскрыть понятие административно-правового принуждения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: дать общую характеристику административно-правового принуждения, выделить его основные признаки и рассмотреть виды.
На написание работы большое значение оказали труды А.Н. Крамника, И.И. Мах, Л.Л. Попова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и признаки административно-правового принуждения 4
ГЛАВА 2. Виды мер административного принуждения 7
Раздел 2.1. Виды мер административного принуждения 7
Раздел 2.2. Меры административного пресечения 9
Раздел 2.2. Административно-предупредительные меры 11
Раздел 2.3. Понятие административной ответственности 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по АП.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Раздел  2.2. Административно-предупредительные меры

 

    Применение  принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных  на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. [9, c 143]

    Главная их цель – предупредить вредные, опасные  для жизнедеятельности общества явления, последствия и правонарушения. [5, c 243]

      Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

    Административно-предупредительным  мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. [9, c 143-144]

    Принудительный характер административно-предупредительных мер проявляется в том, что они применяются полномочными органами, их должностными лицами без согласия второй стороны, которая в силу административно-правовых норм обязана либо выполнять предписанные действия, либо воздержаться от каких-либо действий. [8, c 361]

    Итак, к мерам административного предупреждения относятся определенные способы и средства, направленные на предупреждение и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. [5, c 243]

    Как показывает практика, административно-предупредительные меры весьма многообразны. Наиболее распространенными из них являются:

  • введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией;
  • таможенный досмотр, т.е. проверка грузов при перевозе их через государственную границу в целях предупреждения контрабанды;
  • закрытие участков государственной границы, участков Дороги или улицы в случае аварии, чрезвычайного происшествия, проведения массовых мероприятий;

    -досмотр транспортных средств;

  • принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;
  • принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии; реквизиция имущества, т. е. временное возмездное изъятие, например, личного транспорта по государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;
  • досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;
  • пожарный надзор;
  • регистрация оружия, транспортных средств и др.;
  • проверка документов, удостоверяющих личность;
  • досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения и др. [8, c 362-363]

    Таким образом рассмотренные меры принуждения применяются с целью предупреждения возможных правонарушений и иных негативных проявлений в сфере государственного управления. Так, их применяют для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан в условиях, которые не связаны непосредственно с правонарушениями (например, при несчастных случаях, стихийных бедствиях), а также для обеспечения нормальных условий работы юридических лиц и государственных органов. [6, c 84]

Раздел  2.3. Понятие административной ответственности

 

    Административная  ответственность является ключевым институтом административного права. По мнению Бахраха, «административная ответственность – это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением)».

    Административная  ответственность имеет собственную  нормативно-правовую базу.

    Административная  ответственность наступает в  случаях нарушения или несоблюдения общеобязательных правил, т.е. распространяющихся на всех физических и юридических лиц, подпадающих под их регулятивное действие. Они разнообразны, в основном носят специальный характер. Это, например, правила: по стандартизации; учету и статистике; безопасности движения и пользования средствами транспорта; воинского учета; пограничного режима; борьбы с контрабандой; обращения валюты и др. Сейчас многие правила устанавливаются непосредственно органами исполнительной власти.

    Административная  ответственность наступает в  случае нарушения административно-правовых норм. Вместе с тем действующее законодательство допускает возможность привлечения к ней за нарушения норм трудового, финансового, земельного и даже конституционного права. Это означает, что она имеет межотраслевое (в смысле соотношения правовых отраслей) значение.

    Для административной ответственности  характерно, что между органом (должностным  лицом), привлекающим виновных в совершении административного правонарушения, и виновной стороной отсутствуют  отношения подчиненности по службе, работе или учебе. И это понятно, так как нарушаемые правила выходят за узкие рамки служебной или иной подчиненности. [6, c 86-87]

    Административная  ответственность практически реализуется  специально уполномоченными на это  должностными лицами, являющимися представителями соответствующих исполнительных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями и полномочиями. Ее меры применяются также судами.

    Процессуальной  формой реализации административной ответственности является установленный законодательством особый порядок производства по делам об административных правонарушениях.

    Объектами административной ответственности  являются как физические, так и  юридические лица.

    Наконец, основанием административной ответственности  является особый вид правонарушения – административное правонарушение.

    Каковы  же основные черты административной ответственности, присущие только данному  институту административного права?

    1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения.

    2. Административная ответственность  используется как важное средство  правоохраны, борьбы с особым  видом нарушений - административными  правонарушениями, которые хотя  и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще.

    3. Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, организации.

    4. По своей сущности административная  ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

    5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения,  одним из видов которых являются  административные наказания. 

    7. Меры административной ответственности  применяются широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц.  Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные  наказания. К ним относятся  судьи, многочисленные органы  исполнительной власти др.

    8. Меры административной ответственности  применяются органами и должностными  лицами в отношении не подчиненных  им по службе нарушителей, не  связанных с ними служебно-трудовыми  отношениями. Данное обстоятельство  позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

    9. Привлечение к административной  ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

    10. Административную ответственность  характеризует особый процессуальный  порядок ее реализации.

    11. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

    12. Важная черта административной  ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. [9, c 165-166]

    Таким образом, административная ответственность  означает наступление определенных последствий негативного характера для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соответствующих административно-правовых норм.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    В завершении реферата необходимо подвести некоторые итоги.

    В первой главе реферата были охарактеризовано понятие административного принуждения и его основные признаки. Административно-правовое принуждение — это такое государственное принудительное воздействие, которое применяется компетентными субъектами преимущественно в связи с совершением административного правонарушения.

    Основные признаки:

  1. Административное принуждение – это особый вид государственного принуждения.
  2. Основанием для применения принуждения - совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой.
  3. Всем мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер.
  4. Административное принуждение применяется только уполномоченными на это органами и должностными лицами.
  5. Административное принуждение в основном применяется для:
      • прекращения противоправных действий;
      • наказания виновных лиц;
      • обеспечение общественной безопасности.
  1. Акты, регулирующие применение мер административного принуждения, правомерны издавать только определенные органы государственной власти.
  2. Административное принуждение заключается в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
  3. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

    Во  второй главе были рассмотрены основные виды мер административного принуждения. В большинстве случаев меры административного принуждения делятся на три группы:

    • меры административного пресечения;
    • административно-предупредительные меры;
    • меры административной ответственности.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
  1. Таможенный  кодекс Республики Беларусь от 4  января1997 г. № 204-З
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З
  3. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. Т. I.  – М.: «Юридическая литература», 1981.
  4. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. - М.: изд. БЕК, 1996.
  5. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002.
  6. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
  7. Крамник, А.Н. Административно-правовое принуждение / А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2005.
  8. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск.: ГИУСТ БГУ, 2006.
  9. Попов Л.Л. Административное право. Под ред. Попова Л.Л. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.
  10. Рябцев Л.М. Административное право. Учебное пособие. – Минск: Книжный Дом, 2007.
  11. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. Тюмень: ТВФ МВД РФ, ТГУ, 1994.

Информация о работе Понятие административного принуждения и его виды