Понятие государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Цель нашей работы в полном объеме и всесторонне рассмотреть государственные должности в системе государственной службы.

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Введение

 

В общественно  полезной деятельности людей можно  выделить ряд основных типов:

1) производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

2) духовное производство;

3) служба в государственных, муниципальных, общественных, религиозных, международных и иных организациях;

4) учеба, т.е.  усвоение социальной программы  (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путем);

5) ведение домашнего  хозяйства;

6) физическое  и духовное самосовершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);

7) безвозмездная  общественно полезная деятельность  вне рамок семьи (общественная  работа, оказание услуг, участие  в работе ученого совета и т.д.);

8) предпринимательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие государственной службы.

 

Слово «служба» многозначно: под ней понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба судебных приставов, федеральная налоговая служба). Для целей изучаемой темы служба рассматривается как один из видов платной общественно полезной деятельности, суть которой заключается в управлении, обслуживании его (делопроизводственном, техническом и др.) или в интеллектуальном социально-культурном обслуживании людей.

Государственная служба важнейшая разновидность службы. Ее основные особенности:

- систематически осуществляемая деятельность по выполнению государственных функций, реализации государственных полномочий;

- эта деятельность осуществляется на профессиональной основе лицами, замещающими государственные должности государственной службы в органах государственной власти, войсках, правоохранительных организациях (воинских формированиях, службе охраны Президента, специальных учреждениях МВД, отрядах милиции и др.)                   

- расходы по этой деятельности (в том, числе оплата труда лиц, ее осуществляющих) производится (финансируется) из государственного бюджета Российской Федерации или ее субъекта.

В Федеральном  законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дано определение государственной службы.

Государственная служба — профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, ее органов, субъектов Российской Федерации и их органов.

Государственная служба — важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений1.

Внимательное  изучение правовых актов позволяет  сделать вывод о наличии четырех основных принципов государственной службы:

-законность,

-демократизм,

-профессионализм,

-социально-правовая  защищенность служащих.

 

________________________________

1 Овсянко Д.М Государственная служба Российской Федерации.: учебное пособие.-М.: Эксмо, 200.-116 с.

 

Законность  и демократизм- общие принципы организации  и функционирования исполнительной власти. Которые своеобразно проявляются в организации государственной службы, а профессионализм и социальная защищенность служащих – это ее специфические принципы.

Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти – эффективности.

Государственный механизм без персонала представлял  бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов исполнительной власти, судов, прокуратуры и иных органов государства. Кроме того на службе у государства находятся солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований.

Полномочия  государственных органов, задачи, стоящее  перед государством, исполняют и  решают государственные служащие. В  своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности самих служащих. Отсюда понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направлений ее деятельности, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы госслужащих и т.д. Некоторые ученые за рубежом даже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

2 Атаманчук Г.В Сущность государственной службы: история,теория,практика/Г.В.Атаманчук.-М.: Изд. РАГС, 2003.-272 с.

  1. Понятие государственной должности.

 

Должность- это  комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обеспечиваются персонализация административных функций и правообязанностей, четкое разделение труда в администрации, индивидуализация ответственности служащих.

Должность- это  прежде всего служебные обязанности. Во исполнение которых должны производиться  служебные действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, оплачивает для достижения служебных целей.

В соответствии с существующими типами службы все  должности можно разбить на должности  в:

-частных;

-муниципальных;

-российских  государственных организациях;

-иных государствах;

-международных организациях.

В РФ существует несколько  видов должностей в государственных  организациях:

-должности в государственных  предприятиях и учреждениях;

-должности технических  исполнителей в государственных  органах;

-государственные должности;

-должности государственной службы.

Необходимо различать  государственные должности и должности государственной службы.

К государственным в Российской Федерации относятся:

1) государственные должности,  установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

2) государственные должности  субъектов Федерации, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

Эти должности можно называть политическими. Лица, которые замещают государственные должности, не являются государственными служащими, законы о государственной службе их деятельность не регулируют. Она регламентирована Конституцией Российской Федерации, иными федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и иными их законами.

Группа государственных  должностей (Российской Федерации, ее субъектов) немногочисленна. Должности  государственной службы делятся  на должности федеральной службы и должности службы субъектов Федерации. А лица, занимающие эти должности, являются соответственно федеральными служащими или служащими субъектов Федерации.

По содержанию службы различают  должности государственной гражданской службы, должности военной службы и должности правоохранительной службы.

Названным Федеральным законом  предусмотрено создание реестров должностей государственной службы.

Реестр должностей федеральной государственной службы состоит из трех частей:

1-перечня должностей федеральной государственной гражданской службы;

2-перечня типовых воинских  должностей;

3-перечня должностей правоохранительной службы.

Все три названных перечня утверждаются Президентом РФ.

Реестр должностей государственной службы субъекта РФ утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.

Итак, должность  государственной службы- это:

1) низовая структурная единица государственного механизма (его органов, воинских частей, омонов и т.д.);

2) устойчивый  комплекс обязанностей и прав;

3) учреждаемая компетентным государственным органом;

4) для осуществления государственных функций;   

5) занимаемая  одним лицом;

6) замещаемая на основе правоприменительного акта государственной администрации;

7) имеющая определенное  название и включённая в реестр государственной службы;

8) содержание  которой (в том числе оплата труда государственного служащего) финансируется из государственного бюджета России или ее субъекта3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

3 Государственное управление: основы теории и организации: чебник под ред. В.А.Козбаненко.-М.:Инфра-М, 2002.-416 с.

  1. Понятие государственного служащего.

 

Служащий —  это гражданин, занимающий должность  в какой-либо организации и осуществляющий административную деятель-

ность либо социально-культурное обслуживание за плату (врач, учитель, библиотекарь и т.д.).

Закономерные  для каждой страны увеличение объема организационной деятельности, рост систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и многое другое влечет непрерывный рост числа служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, так как в связи с механизацией физического труда растет их удельный вес в общей численности работающих.

Служащие выполняют  полезную работу. Специфика их труда (службы) состоит в том, что они:

— обладают особым предметом труда — информацией, которая в то же время выступает  средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию (исключение — служащие строевых подразделений);

— воздействуют на людей, обслуживают, охраняют их;

— непосредственно  материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;

— как правило, заняты умственным трудом;

— работают возмездно, получая заработную плату;

— занимают должности  в легальных организациях, работают на профессиональной основе;

— работают в  «чужих интересах», т.е. выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в  интересах тех, кто оплачивает их труд.

По последнему признаку можно различать служащих следующих организаций:

— государственных;

— муниципальных;

— частных;

— международных;

— других государств.

Государственные служащие организуют или непосредственно  осуществляют государственные функции, распоряжаются материальными, природными, кадровыми и другими государственными ресурсами, используют принудительную мощь государства. От их профессионализма, добросовестности, организационных способностей, моральных качеств во многом зависят итоги государственной деятельности, развитие страны, безопасность, реализация и защита прав граждан.

Классификация государственных служащих:

В научной литературе значительное внимание уделяется проблеме классификации государственных служащих. Их многотысячный отряд включает в себя людей, обладающих разными свойствами. Для социологов, политологов, демографов, медиков большое значение имеет деление служащих по полу, национальности, возрасту, компетентности и т.д.

Представляется, что для получения знаний, полезных для науки административного права, при исследовании этого вопроса нужно учесть прежде всего два обстоятельства. Во-первых, основное внимание должно быть уделено классификации должностей, т.е. юридическому, а не демографическому аспекту государственной службы. Во-вторых, следует различать разные виды службы, между которыми немало правовых отличий.

Федеральным законом  «О системе государственной службы в Российской Федерации», принятым в 2003 году, впервые в нашей стране законодательно закреплена система  государственной службы, которая включает в себя три ее вида:

государственная гражданская служба;

Информация о работе Понятие государственной службы