Понятие и состав административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексное исследование понятия и состава административного правонарушения (проступка).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие административного правонарушения (проступка); охарактеризовать признаки административного правонарушения (проступка).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. Характеристика административного правонарушения (проступка)………5
1.1. Понятие административного правонарушения, юридические признаки его характеризующие…………………………………………………………………5
1.2. Состав административного проступка.…………………………………………12
Глава 2. Характеристика административных наказаний…………………………..17
2.1. Понятие и цели административного наказания…………………………………...17
2.2. Виды административных наказаний и их применение………………………..19
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

админ право курс.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Основанием гражданско-правовой ответственности является наличие вины в форме умысла или неосторожности, кроме случаев, когда федеральным законом предусмотрена ответственность независимо от установления признаков виновности.

В отличие от административно-правовой ответственности, при применении санкций, предусмотренных ГК РФ, лицо, нарушившее обязательство, т.е. не исполнившее его либо исполнившее обязательство ненадлежащим образом, должно доказать собственную невиновность (п. 2 ст. 401 ГК РФ[7], п. 2 ст. 1064 ГК РФ[8]). НК РФ предусматривает иные основания квалификации виновности деяния. Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, данные обязанности возлагаются на налоговые органы. Аналогичные предписания применительно к административному правонарушению предусмотрены п. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, а также федеральными законами, определяющими применение санкций, установленных КоАП РФ (ст. 130 Водного кодекса РФ[9], ст. 110 Лесного кодекса РФ[10]).

Таким образом, применительно к деянию юридического лица КоАП РФ не устанавливает форм вины, наличие которой в форме умысла и неосторожности возможно только в случае квалификации правонарушения физического лица. В отличие от п. 4 ст. 110 НК РФ, ч. 2 статьи 2.1. КоАП РФ не отождествляет вину юридического лица с наличием умысла, неосторожности в деянии его руководителя или иного должностного лица организации-нарушителя.

Однако по смыслу ч. 3 статьи 2.1. КоАП РФ корреляция проступка, совершенного должностным лицом, с правонарушением юридического лица в целом, во всяком случае, возможна: согласно указанному предписанию КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.[11]

Данное обстоятельство необходимо учитывать, принимая во внимание, что многие статьи Особенной части КоАП РФ не конкретизируют субъект административного правонарушения: санкция соответствующей статьи в этих случаях определяет административное наказание, не указывая конкретных видовых признаков субъекта - гражданина, должностного лица или юридического лица (ст. 6.8, 6.12, 14.21, 14.22 и др.).

Применительно к налоговым правонарушениям при квалификации вины в деяниях юридического лица необходимо не только установить причинно-следственную связь правонарушения с действием (бездействием) соответствующего должностного лица, но и выявить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих вину (ст. 111 НК РФ). Корреляцией вины юридического лица и его должностных лиц обусловлены и последующие процессуальные действия, в частности установление в признаках противоправного действия или бездействия должностного лица обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. В отличие от КоАП, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, НК точно не определен: как правило, их наличие или отсутствие должно быть установлено судом.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в ч. 2 статьи 2.1. КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретным положением о лицензировании, утверждаемым постановлением Правительства РФ. Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ (ст. 14.1 КоАП РФ).

К лицензиату, совершившему административное правонарушение, применяются санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ[12] независимо от применения к нарушителю мер административной ответственности, установленных КоАП.

 

 

 

1.2. Состав административного правонарушения (проступка)

 

Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

Практическое значение состава административного правонарушения (проступка) состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного правонарушения (проступка) по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.[13]

К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного правонарушения (проступка) - это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

В качестве родового объекта административного правонарушения (проступка) выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения, необходимо учитывать значительное многообразие проявления объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражаться в: оскорбительном приставании к гражданам, надоедливости, хватания за руки, одежду; нецензурная брань, сопровождаемая скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; публичном рассказывании вульгарных анекдотов; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове «скорой помощи», пожарной охраны, милиции, такси; вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов, написании нецензурных слов на заборах и т.д., и т.п.

С объективной стороны совершенные несовершеннолетними правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность.

Содержание объективной стороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

Повторность предусмотрена многими статьями КоАП РФ и означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию, (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание (взыскание).

Неоднократностью административного правонарушения (проступка) признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ.

Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым  законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это, например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или гражданина при исполнении им обязанностей по охране Государственной границы РФ.

Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качестве примера можно назвать систематическое нарушение водителями правил дорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию.

Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Неоднократное совершение правонарушений и следует рассматривать как продолжаемое.

Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия. Например, это хранение и ношение охотничьего огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел или с разрешением, но срок действия, которого истек; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне без разрешения органов Федеральной пограничной службы РФ.

В результате совершения объективной стороны наступают общественно-вредные последствия. А между противоправными действиями (бездействиями) и общественно-вредными последствиями должна иметь место причинно-следственная связь.

Субъектом административного правонарушения при­знается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (об­ладающее административной деликтоспособностью).

По действующему законодательству субъектами админи­стративных правонарушений признаются индивидуальные и коллективные субъекты (физические и юридические лица).

Индивидуальные субъекты - физические лица, достиг­шие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

В статье 2.3. КоАП РФ законодатель устанавливается возраст - 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование и ряд др.) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст.20 УК РФ).

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 статьи 2.3. КоАП РФ предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.  Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Индивидуальные субъекты административных правона­рушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и особенные (отражающие особенности трудо­вого, служебного положения; прошлое противоправное по­ведение, иные особенности правового статуса граждан).

Коллективные субъекты административных правонару­шений (юридические лица) - юридические лица (органи­зации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное иму­щество и отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуще­ством, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершившие административные правонарушения.

Субъективная сторона административного правонару­шения - это психическая сфера деятельности лица, совер­шившего административное правонарушение в связи с со­вершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или фа­культативные (мотив, цель).

Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к на­ступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Умышленная вина (лицо, совершившее административ­ное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные по­следствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее администра­тивное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рас­считывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Цель - предполагаемый результат, к которому стремит­ся виновный; желаемые последствия, которые должны на­ступить в результате совершения административных право­нарушений. Мотив - осознаваемая причина, побуждающая винов­ного к совершению правонарушения, связанная с удовлет­ворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве: обязатель­ного признака основного состава правонарушения; квалифи­цированного признака отдельных составов правонарушений; обстоятельств отягчающих или смягчающих административ­ную ответственность.

Таким образом, квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Информация о работе Понятие и состав административного правонарушения