Понятие и создание юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:01, реферат

Описание работы

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Если до середины,90-х  гг. можно было говорить об отсутствии адекватной нормативной правовой базы деятельности унитарных предприятий, то в настоящее время такая база в значительной мере создана и служит хорошей основой для развития государственного сектора экономики, подтверждением чего является принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». По существу, произошла трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным условиям рыночной экономики.

Государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской  эпохи.

Среди видов  предпринимательской деятельности в XVII в. следует прежде всего назвать  казенное предпринимательство. Само государство  выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано, прежде всего, с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство на крупных казенных предприятиях типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В XVII в. была создана Оружейная палата. Там производилось легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: многие мастера, среди которых были специалисты различного профиля, работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составлял около 300 человек.

В 1913 г. казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями и складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов госбюджета. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн. руб. на долю горных заводов приходилось 17 млн. руб. (свыше 75%). Государство стремилось перевести их на «коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15% на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на премирование администрации.

Унитарное предприятие  должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное  наименование на русском языке. Унитарное  предприятие вправе иметь также  полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное  наименование государственного или  муниципального предприятия на русском  языке должно содержать слова  «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное  наименование казенного предприятия  на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие», или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

По согласованию с собственником его имущества  унитарное предприятие может  создавать филиалы и открывать  представительства.

Унитарные предприятия  могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия  в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение  вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале 
хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими 
унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Унитарное предприятие  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам собственника его  имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Российская  Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут  ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство), предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации  или муниципальные образования  несут субсидиарную ответственность  по обязательствам своих казенных предприятий  при недостаточности имущества  последних.

1.4. Учреждение  государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Закон о государственных  и муниципальных предприятиях (ст. 8) устанавливает примерный перечень случаев, когда унитарное предприятие  может быть создано. Так, государственное  или муниципальное предприятие  может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе  имущества, которое необходимо для  обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях  решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической  деятельности в отраслях, связанных  с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей ее безопасность;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно  оборотоспособной.

Казенное  предприятие может быть создано в случае.

если преобладающая  или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых  услуг предназначена для федеральных  государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости, производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно  оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения  убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной  федеральными законами исключительно  для казенных предприятие.

Следует иметь  в виду, что перечень случаев создания унитарных предприятий является примерным.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Решение об учреждении государственного предприятия  субъекта Российской Федерации или  муниципального предприятия принимается  уполномоченным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Федеральное казенное предприятие учреждается  решением Правительства РФ.

Казенное  предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие  учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления, которым в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.

1.5. Учредительные документы (устав)

Устав унитарного предприятия является его единственным учредительным документом. В Законе о государственных и муниципальных  предприятиях (ст. 9) определяется примерное  содержание устава унитарного предприятия, а также порядок внесения в него изменений.

Устав государственного или муниципального предприятия  кроме сведений, указанных в п. 3 ст. 9, должен содержать сведения о  размере уставного фонда предприятия, о порядке и об источниках его  формирования, а также о направлениях использования прибыли.

Устав казенного  предприятия должен, кроме того, содержать сведения о порядке  распределения и использования  доходов предприятия.

1.6. Государственная  регистрация 

Государственная регистрация унитарных предприятий  осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации представляется решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

2. Характеристика  имущества 

Уставной  фонд государственного или муниципального предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Закон о государственных  и муниципальных предприятиях определяет источники формирования имущественной  основы деятельности унитарного предприятия. Его имущество формируется за счет:

имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве 
хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником имущества, возникает с момента его передачи унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого  имущества, находящегося за пределами  Российской Федерации и являющегося  федеральной собственностью, а также  ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах устанавливаются Правительством РФ.

В отличие  от хозяйственных обществ и товариществ  в государственных и муниципальных  предприятиях создается уставный фонд, которым определяется минимальный  размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия.

Информация о работе Понятие и создание юридического лица