Понятие и структура органов исполнительной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить понятие и структуру органов исполнительной власти субъектов РФ. Для достижения данной цели в работе в первую очередь будет рассмотрено понятие органов исполнительной власти субъектов РФ, их функции, полномочия, задачи, компетенция, затем будет рассмотрена структура органов исполнительной власти, процедура ее создания и взаимодействие с высшими органами исполнительной власти РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ 4
2. Структура органов исполнительной власти субъектов РФ 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  типичными моделями, характеризующими организацию исполнительной власти в республиках - субъектах Федерации являются:

     Система органов исполнительной власти возглавляется  Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тыва). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.

     Система органов исполнительной власти, в  которой Президент является по конституционному акту главой государства, высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти. Создание высшего органа исполнительной власти общей компетенции не предусмотрено. Президент наделен полномочиями для организации и осуществления централизованного оперативного руководства отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти (Республика Калмыкия).

     Система органов исполнительной власти, которая в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая тем не менее находит закрепление в конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентов по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).

     Система органов исполнительной власти, в  которой Президент является главой государства и главой исполнительной власти. «Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом с согласия представительного органа, а по его предложению Президент назначает и освобождает членов Правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания). Конституция Чувашской Республики 2000г. допускает, что Президент вправе совмещать свой пост с должностью Председателя Комитета Министров и тогда с согласия законодательного органа на его назначение не требуется»4.

     В каждой из этих систем высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Основные полномочия последнего состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

     В пределах своих полномочий он:

  • формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации;
  • осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории;
  • обеспечивает исполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также об исполнении социально-экономических программ;
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту;
  • заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации.

     Органы  исполнительной власти субъекта Федерации  действуют на основе положений о  них, утверждаемых высшим органом исполнительной власти субъекта.

     Высшее  должностное лицо субъекта Федерации  издает правовые акты - указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются в законодательный орган государственной власти субъекта. Последний вправе предложить изменения и дополнения в эти акты, их отмену либо обжаловать их в судебном порядке. Возможно его обращение в Конституционный Суд Федерации с запросом о соответствии нормативных актов органов исполнительной власти субъекта РФ Конституции РФ.

     Конституция (устав), законы и иные нормативные  акты субъекта Федерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение этих актов влечет предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерации ответственность. Если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта.

     Правовые  акты высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также правовые акты должностных лиц, противоречащие действующему законодательству, подлежат опротестованию соответствующим прокурором.

     Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет ряд принципиально важных положений, главный смысл которых состоит в укреплении принципа законности в деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, в обеспечении неуклонного соблюдения на всей территории Российской Федерации требований Конституции РФ, федеральных законов, расширении полномочий Президента РФ.

     Президент вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Федерации, а также акта органа исполнительной власти субъекта в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. В этот период не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего приостановленный акт либо вносящего в него необходимые изменения. Исполнительный орган субъекта Федерации может обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии его акта действующему законодательству.

     Президент РФ вправе досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта Федерации путем отрешения его от должности. Оно влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа. Президент в подобных случаях может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица, если иной порядок не предусмотрен конституцией (уставом) субъекта Федерации.

     Данное  решение Президента принимается  в форме указа, его можно обжаловать в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования.

     Конкретные  функции и соответствующие им полномочия иных исполнительных органов субъектов Федерации закрепляются в конституциях (уставах) этих субъектов. Как правило, эти органы осуществляют на соответствующей территории отраслевое и межотраслевое управление, координируя свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, действующими в пределах республик, краев, областей и т.п.

     В соответствии с Конституцией РФ федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ. В настоящее время они руководствуются Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ.

     Организация государственного управления в различных  субъектах Федерации не строится по шаблону. В конституциях (уставах) субъектов можно обнаружить различную степень детализации управленческих функций и полномочий.

     «В республиках (например, Татарстане) ведущая роль принадлежит, как правило, правительствам, нередко возглавляемым главами республик. Возглавляет систему органов государственного управления Президент республики. В состав Кабинета Министров входят премьер-министр, его заместители, министры и руководители других органов государственного управления республики. Кабинет Министров объединяет и направляет работу республиканских органов государственного управления, в числе которых министерства и другие органы, руководящие соответствующими отраслями управления или осуществляющие межотраслевое управление, подчиняясь Президенту и Кабинету Министров республики»5.

     Приведенные позиции в целом отражаются в конституциях всех входящих в состав Российской Федерации республик.

     В краях, областях, иных субъектах Федерации  соответствующие нормы об организации  регионального управления закреплены в их уставах. Однако, как и в  республиках, но в значительно большей степени здесь обнаруживается широкое разнообразие подходов к решению указанных проблем. Нельзя не отметить и встречающееся в ряде случаев более развернутое определение функций органов исполнительной власти. В этом отношении показательны уставы Тамбовской, Свердловской, Ленинградской областей.

     Главное - это особое внимание организации  исполнительной власти, т.е. прежде всего  администрации края, области и т.п. Так, в Тамбовской области в составе администрации в соответствии со схемой управления областью, утвержденной областной Думой, создаются комитеты, управления, департаменты, отделы и другие структурные подразделения. Определены отрасли и сферы, в которых администрация осуществляет свои полномочия. Это - планирование, бюджет, финансы и учет; управление собственностью области и взаимодействие с организациями различных форм собственности; сельское хозяйство, регулирование земельных отношений, использование земли и других природных ресурсов; жилищное хозяйство; благоустройство территории и охрана природы; энергетика, инженерное обеспечение; строительство и реконструкция; транспорт, дорожное хозяйство; связь и коммуникации; торговля, общественное питание, коммунальное и бытовое обслуживание населения; труд и занятость населения; социальная защита населения; здравоохранение; образование, наука, культура и спорт; законность, охрана прав и свобод граждан, собственности и общественного порядка и т.д.

     Таким образом, налицо принципиальная сходность  основных задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В принципе близки и организационно-правовые формы управления, т.е. конкретные субъекты исполнительной власти.

 

Заключение

     В качестве обобщающего вывода можно  отметить следующее: основные функции государственного управления практически реализуются на территории субъектов Федерации органами исполнительной власти, создаваемыми самими субъектами, определяющими самостоятельно и их административно-правовой статус. Они правомочны решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению субъектов Федерации.

     При этом содержание регионального управления определяется в границах предметов  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а также предметов, относящихся к ведению субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ). Однако в большинстве случаев то, что относится к ведению именно субъектов, в их конституциях (уставах) не обозначается.

     В настоящее время на территории субъектов  Федерации их органы исполнительной власти «ближе» всех к организациям различных отраслей и сфер государственного управления. Но все они, так или иначе, имеют различную ведомственную принадлежность и подчиненность. В результате на одной территории функционируют объекты республиканского, краевого, областного и т.п., а также федерального подчинения.

     При этом многие из них действуют в  рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, что логично, в подобной ситуации должны действовать через одноименные исполнительные органы субъектов Федерации, чего пока не происходит. Эта позиция усиливается в связи с тем, что многие федеральные органы не имеют прямых управленческих связей с объектами их профиля.

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерация. – М.: Омега-Л, 2007. – 40 с.
  2. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 05.04.2009) // Собрание законодательства РФ, 07.07.2003, № 27 (ч. 2), ст. 2709.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
  4. Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России - М.: Норма, 2008 - 426 с.
  5. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления – М.: Экзамен, 2007 – 480 с.
  6. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления – М.: Юнити-Дана, 2010 - 688 с.
  7. Пылин В.В. Муниципальное право Российской Федерации - М.:Норма, 2008 - 422 с.

Информация о работе Понятие и структура органов исполнительной власти РФ