Понятие прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:26, реферат

Описание работы

В условиях всевозрастающей роли права в жизни общества на первый план вполне закономерно вышли юридические вопросы, связанные с правами человека.
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания. Так же со временем права расширялись и видоизменялись для того, чтобы соответствовать условиям времени.
Украина, которая приобрела независимость на рубеже веков, провозгласила для себя, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются по наивысшую социальную ценность. Украинский народ - граждане Украины всех национальностей - выбрал путь построения демократического государства, т.е. государства, в котором будет осуществлен принцип господства права, основанного на признании прав и свобод человека. Однако, не всегда происходит соблюдение этого положения, особенно в отношении политических прав личности.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

 
ВВЕДЕНИЕ 
В условиях всевозрастающей роли права в жизни общества на первый план вполне закономерно вышли юридические вопросы, связанные с правами человека. 
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания. Так же со временем права расширялись и видоизменялись для того, чтобы соответствовать условиям времени. 
Украина, которая приобрела независимость на рубеже веков, провозгласила для себя, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются по наивысшую социальную ценность. Украинский народ - граждане Украины всех национальностей - выбрал путь построения демократического государства, т.е. государства, в котором будет осуществлен принцип господства права, основанного на признании прав и свобод человека. Однако, не всегда происходит соблюдение этого положения, особенно в отношении политических прав личности. 
 
1.Понятие ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 
Права человека - это неотчуждаемые свободы и права личности, которые индивид получает в силу своего рождения, основное понятие естественного и, вообще, любого права в целом. Права человека охватывают гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права сообществ, то есть детей, женщин, национальных меньшинств, народов и т.п.. В известной степени, можно говорить и о правах человечества. При распространении прав человека на сообщества они не отчуждаются от индивида, исходным остается признание самоценности всех индивидов, составляющих то или иное сообщество. 
"Мы, народы Объединенных Наций, полны решимости ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равенство прав мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций "- Преамбула Устава ООН, созданной в 1945 году. 
Концепция прав человека включает в себя два понятия этой идеи, две группы прав. Первое заключается в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права принадлежат человеку потому, что она человек. Это моральные, или естественные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивида, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию относятся юридические права, которые устанавливаются в соответствии с нормотворческих процессов, происходящих как на национальном, так и на международном уровне. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, в то время, как основу первой группы прав составляет естественный порядок. 
Права человека принципиально отличаются от других прав по двум аспектам. Во-первых, они характеризуются тем, что: 
- Принадлежат каждому человеку только через ее человеческую природу (нет необходимости их покупать или получать от кого); 
- В определенных законом пределах они являются неотъемлемыми; 
- Все могут их применять и использовать их в равной мере. 
Во-вторых, основные обязанности, вытекающие из прав человека, возложенные на государства и их правительства, а не на других людей. 
Основным в характеристике прав человека является то, что они должны быть под защитой закона. Более того, любые споры относительно этих прав должны рассматриваться компетентным, беспристрастным и независимым судом, который будет применять процедуры, которые обеспечат полное равноправие и справедливость в отношении всех сторон, и решать спор согласно существующим законам, которые известны общественности и открыто провозглашены.

 
2.Классификация  ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 
Термин "права человека" используется для определения широкого спектра прав - от права на жизнь до права на культурную самобытность. Они включают все элементарные предпосылки существования, соответствующего человеческому достоинству. Эти права могут упорядочиваться и называться по разному. На международном уровне, как правило, существует различие между гражданскими и политическими правами, с одной стороны, и экономическими, социальными и культурными правами, с другой. Идея сформировать основные права возникла из потребности защитить человека от тиранического использования государственной власти. Поэтому сначала внимание было сосредоточено на тех правах, которые обязывают государственную власть воздерживаться от определенных действий. Права человека этой категории, конечно, называют фундаментальными свободами. Именно эти идеи служат ориентирами для законодательного обеспечения условий жизни, достойных человека. 
Специфическая природа прав человека, как существенной предпосылки развития человечества, влияет как на отношения между человеком и государством, так и на отношения между людьми. Первый тип воздействия известен, как "вертикальный эффект" прав человека. 
Однако, хотя первоначальной целью прав человека является установление правил отношений между человеком и государством, некоторые из этих прав также являются важными в отношениях между людьми. Этот, так называемый "горизонтальный эффект", кроме всего прочего, означает, что государство в лице своих органов не только обязано воздерживаться от нарушения прав человека, но и должна защищать человека от посягательств других людей. 
Существует несколько классификаций прав человека. Одна из классификаций делит права на "классические" и "социальные". 
Первые включают гражданских и политических правах и направлены, главным образом, на ограничение власти государства над человеком. Вторые включают экономические, социальные и культурные права. Они, как правило, требуют от государства активных действий для создания условий, необходимых для удовлетворения тех или иных прав, в частности в таких областях, как занятость, образование и здравоохранение. Иными словами, классические права связаны с обязанностью государства (государственной власти) воздерживаться от определенных действий, а социальные права обязывают ее предоставлять определенные гарантии. То есть, первые - классические права - это обязанность достижения данного результата, а социальные права - обязанность предоставить для этого средства. При рассмотрении классических и социальных прав человека всегда выступает вопрос приоритета, важности. Есть ли социальные права предпосылкой для полноценного пользования классическими правами, или, наоборот, классические права является фундаментом, на котором построено все остальное? 
Устранение идеологического базиса разногласий между Востоком и Западом показывает, что видение прав человека, которого придерживались также коммунистические режимы, при котором социальные права относились над классическими, оказалось ложным. Процесс общественного развития показал также, что формально свободный человек, который не имеет ни работы, ни крыши над головой и голодает, не может вести существование, достойное человеческого достоинства. Поэтому все более общепринятой становится точка зрения, изложенная и в международно-правовых актах, о том, что классические и социальные права являются взаимозависимыми и неразделимыми. 
В то же время, необходимо подчеркнуть, что между классическими и социальными правами невозможно провести четкую границу. Разные обязанности, которые они накладывают на правительство (так будет более правильно говорить, поскольку государство включает в себя и всех граждан, а ее обязанности против гражданина выполняет именно правительство), не всегда являются параллельными. Иными словами, существуют классические права, действительно обязывают правительство воздержаться от определенных действий, но также есть и классические права, обязывающие его давать гарантии. Некоторые гражданские и политические права требуют от правительства значительных финансовых затрат. Право на справедливый суд, например, требует образованных судей, прокуроров, адвокатов, сотрудников других правоохранительных органов. Другим примером является обеспечение избирательного права, что тоже требует значительных средств. 
В то же время, существуют социальные права, которые запрещают правительству делать некоторые вещи. Одним из таких прав является право образовывать союзы и вступать в них. Правительство, собственно, не должен вмешиваться в этот процесс. Это право нашло детальное регламентирование в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека. Однако, в действительности, право образовывать союзы и вступать в них есть просто продолжением свободы собраний и ассоциаций - одного из прав, которое традиционно считается классическим. 
Европейское Содружество и государства, являющиеся ее членами, не раз подтверждали, что они разделяют ту точку зрения, что обе категории являются одинаково важными: достойное человеческое существование возможно только при условии существования как классических, так и социальных прав. 
Не все права человека можно легко отнести к классическим или социальных. Права о запрете дискриминации и права женщины вообще трудно классифицировать. Кроме того, за последние годы был предложен ряд так называемых прав "третьего поколения", или прав "солидарности". Это такие права, как право на развитие, право на экологическую безопасность и т.д.. 
Итак, к классическим прав относятся гражданские и политические права. К гражданским правам относятся права, изложенные в первых восемнадцати статьях Всемирной декларации прав человека 1948. Из этой группы выделяются "права на физическую целостность" - право на жизнь, свободу и безопасность человека, - которые имеют целью защиту от физического насилия над человеком, пыток и жестокого отношения правительства, произвольному аресту, лишению свободы или изгнание, рабства, вмешательства в личную жизнь, ограничение свободы передвижения, и защите права на собственность, свободы мысли, совести и религии. Различие между "основными правами" и "правами на физическую целостность" заключается в том, что первые включают экономические и социальные права и не включают таких прав, как защита частной жизни и собственности. 
Хотя и не полностью, праву на целостность, или на одинаковое отношение и защита по закону подходит пидназначення гражданского права. В то же время, это право играет существенную роль в реализации экономических, социальных и культурных прав (первые 18 статей ВДПЛ). Другая группа гражданских прав объединяется собирательным термином "право на должный процесс". Это право на публичное слушание независимым и беспристрастным судом, "презумпция невиновности", принцип "ne bis in idem" (никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден), право на юридическую помощь (ст. 9, 10, 14, 15 Пакта о гражданских и политических правах). 
К гражданским правам также следует относить право на самоопределение, равенство, право женщин, защита детей, защита меньшинств и отсутствие дискриминации. 
Политические права включают свободу слова, свободу собраний и ассоциаций, право участвовать в управлении своей страной, право избирать и быть избранным на честных периодических выборах, проводимых тайным голосованием (ст. 18, 19, 21, 22 ПпГтаПП). 
Социально-экономические права содержатся в ст. 22-26 ВДПЛ и является правами, обеспечивающими условия, необходимые для процветания и благополучия. Они включают право выполнять работу, которую человек свободно выбирает или принимает, право на справедливую зарплату и разумное ограничение рабочего времени, право на объединение в профсоюзы, на медицинское обслуживание, право на адекватный стандарт жизни (включая социальное обеспечение) и образование. 
Культурные права - это, прежде всего, право свободно участвовать в культурной жизни общества, научном прогрессе, пользования его благами, право на защиту моральных и материальных интересов автора любой научной, литературной или художественной продукции (ст. 27 ВДПЛ). 
Рассматривая права человека, необходимо выделить фундаментальные и основные права. Фундаментальными считаются право на жизнь и право на неприкосновенность личности. В рамках ООН создана широкая система стандартов, которые, особенно начиная с 60-х годов, были изложены в многочисленных конвенциях, декларациях, резолюциях, переносящих уже признанные права и политические аспекты, которые влияют на развитие общества, в сферу прав человека. Такое широкое применение термина "права человека" может отвлечь внимание от его практического значения, понятие "нарушения прав человека" потеряет свой вес. Поэтому возникла необходимость в широкой категории прав человека выделить отдельную группу. Все большее использование находят термины "элементарные" и "фундаментальные" права человека. 
Что касается основных прав, то к ним относятся те, которые имеют абсолютный приоритет во внутренней и внешней политике. Они включают все права, касающиеся первичных материальных и нематериальных потребностей человека. Если эти права не обеспечены, ни один человек не может достойно существовать. Основные права включают право на жизнь, право на определенный уровень безопасности, право на неприкосновенность личности, свободу от рабства, пыток, незаконного лишения свободы, дискриминации и других актов, которые игнорируют человеческое достоинство. Они также включают свободу мысли, совести и религии, а также право на обеспечение физических потребностей (питание, одежда, жилье, медицинское обслуживание) и другие существенные права, необходимые для физического и нравственного здоровья человека. 
По этой системе классификации существует еще одна группа прав - "права участия", - которые являются существенной предпосылкой для защиты основных прав человека. Они включают в себя гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. 
Кроме того права делятся на коллективные и индивидуальные. Хотя целью прав человека является защита и развитие человека (индивидуальные права), некоторые из этих прав могут принудительно осуществляться по требованию отдельных людей, но пользуются ими группы людей. Это касается свободы собраний и организаций, свободы религии и, особенно, свободы формирования профсоюзов и вступления в них.

Коллективный  элемент является еще более очевидным, когда права человека связаны  с правом членов этнической и культурной меньшинства на сохранение своего языка  и культуры. 
Самый яркий пример коллективного права человека - это право на самоопределение, которое, как считается, имеют народы, а не отдельные люди. Однако, причина того, что право на самоопределение признано правом человека, заключается в том, что его рассматривают, как необходимую предпосылку развития отдельного человека. Положения, касающиеся социальных прав, чаще всего нацелены на создание коллективных услуг, требующих дальнейшей разработки на государственном уровне и редко дают непосредственное право одному человеку заявлять претензии правительства. В то же время, бесспорным является то, что коллективные права не должны нарушать фундаментальные индивидуальные права, такие как право на жизнь, свободу от пыток и тому подобное. 
Права первого, второго и третьего поколения. Существует также классификация, делящая права человека на права первого, второго и третьего поколения. Прав первого поколения относятся гражданские и политические права. Правами второго поколения являются социально-экономические и культурные права. Правами третьего поколения являются так называемые права "солидарности", которые включают право на мир, на чистую окружающую среду, на равное пользование общим наследием человечества и т.д. Все эти права являются коллективными. Концепция прав третьего поколения вызывает определенные возражения. В течение послевоенного времени образовано солидный комплекс международных документов по правам человека, предусматривающие различные механизмы обеспечения и защиты прав человека. Определенные достижения в области обеспечения прав человека неизбежно приводят к расширению и дальнейшему совершенствованию системы прав человека. Это, в свою очередь, породило тенденцию вводить в нее совершенно новые права, значительная часть относится именно к категории прав человека "третьего поколения", к правам "солидарности". 
Права человека не имеют ограничительного характера, они также не являются неизменными, они, по своей природе, динамические, хотя, вместе с тем, они в любом случае должны иметь фундаментальную природу и быть нацеленными на защиту достоинства человека. Кроме того, любое право человека должно быть четко определено и разграничено. То есть, оно должно быть таким, чтобы конкретный человек или группа людей имели возможность на практике обратиться к этому права, чтобы были учреждения, в которые можно было бы обратиться с жалобой на нарушение этого права, то есть необходимо предвидение механизма согласования этого права с существующими правами человека и внедрения и защиты.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В УКРАИНЕ. 
Одно из центральных мест среди конституционных прав и свобод человека и гражданина занимают политические права, которые играют решающую роль в построении государства. Они свойственны, как правило, лишь гражданам Украины. Это их субъективные права и свободы в политической сфере. Они опосредствуют собой взаимоотношения личности и государства как политической организации общества, личности и органов государственной власти и местного самоуправления, личности и народа, общества в целом как носителя и источника власти, личности и политических партий и других институтов государства и общества. К этим правам и свободам относятся: свобода передвижения, свободный выбор места проживания для тех, кто на законных основаниях находится на территории Украины; право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом, право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления; право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок; право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей; право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. 
Относительно политических партий в Конституции также заначаеться, что политические партии в Украине содействуют формированию и выражению политической воли граждан, принимают участие в выборах. Членами политических партий могут быть по этой Конституции только граждане Украины. Ограничения относительно членства в политических партиях устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины. Как составная часть права граждан Украины на объединение закрепляется их право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов (ст. 36). Относительно гарантий этого права в Конституции указывается, что никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям. 
Все объединения граждан равны перед законом. Но в Конституции предусматриваются определенные ограничения относительно создания и деятельности политических партий и общественных организаций. "Создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганда войны, насилия и разжигания межэтнической , расовой, религиозной вражды, посягательства на права и свободы человека, здоровье населения запрещается. Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований. Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления , воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других учреждениях и организациях, было распространенным явлением в течение длительного времени. " 
К политическим правам также относятся и предусмотренные Конституцией права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений и право на информацию, то есть право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом по своему выбору. 
Конституционно-правовые гарантии политических прав и свобод человека и гражданина в Украине обеспечены авторитетом самого Основного Закона.Конституция Украины устанавливает права человека и гражданина как задача, к выполнению которой должны стремиться общество, государство с тем, чтобы каждый человек и каждый государственный орган всегда пытались путем образования и разъяснения содействовать уважению прав человека и обеспечению национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов других государств, так и среди народов, находящихся под юрисдикцией Украины. 
Как отмечает Пашинский В.М. гарантирования осуществляется с помощью специфических средств - гарантий, благодаря которым становится возможным беспрепятственное осуществление прав и свобод, их охрана от возможных противоправных посягательств и защиту от незаконных нарушений. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции и законах Украины права и свободы становятся "пустым звуком". Конституционные стремления развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство невозможно реализовать в Украине без утверждения политических прав и свобод человека. Весомость политических прав в процессах требует создания и развития системы гарантий, которые бы реально существующим отношениям. Гарантирования данного вида системы прав и свобод выступает своеобразным внешним методом ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усиление своего присутствия во всех сферах жизни человечества. 
Эффективность системы гарантий прав человека зависит от разных факторов, но основным среди них является наличие определенных элементов в системе функционирования государственной и публичной власти на местах, что опосредуется через местное самоуправление. К ним относят: а) наличие Конституции Украины, действие которой не может быть прекращена произвольно, б) признания государственной власти производной от власти народа и Основного Закона, в) закрепление на конституционном уровне основных прав и свобод человека и гражданина (включая политических) и средств и условий их осуществления; г) наличие независимой судебной власти; д) возможность защиты своих прав в Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека и в международных правозащитных организациях. Основной проблемой остается то, что эти положения часто носят декларативный характер и не выполняются в реальной жизни. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Становление и развитие прав человека имеет длительную историю, сопровождался борьбой доктрин и традиций характерных для той или иной страны. Несмотря на давность возникновения самой идеи прав человека, настоящий свой смысл они приобретают только на основе принципов демократии, свободы, равенства, справедливости, признание самоценности человека. На такой основе стало возможным закрепление основных прав человека в конституциях демократических государств. 
Основные права и свободы человека обеспечивают различные сферы жизни человека. Можно выделить следующие виды прав человека: личные, политические, культурные, социальные и экономические права человека. Таким образом, был определен тот предел прав человека, ниже которой государство не может опуститься. Это значит, что права и свободы человека из объекта внутригосударственной компетенции, стали делом всего международного сообщества. 
Реальная возможность осуществления и защиты основных прав человека конкретным лицом обеспечивается прежде юридическими механизмами того или иного государства. Иными словами, основными гарантами прав человека является национальное законодательство и само государство, на территории которого проживает данное лицо. Украина устанавливает и защищает права и свободы человека и гражданина, в том числе политические, однако, часто гарантий предоставленных государством не соблюдаются и они носят деклараторний характер. Путем решения этой проблемы может быть только соблюдение установленных законодательством норм, уничтожение коррупции и бюрократизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы 
1. Луковская Д. И. Понятие прав человека: многообразие подходов.Проблемы универсальности прав человека / / История государства и права. - 2007. - № 12. - С.32-36. 
2. Луковская Д. И. Права человека и права гражданина. Правовой статус человека и гражданина / / История государства и права. - 2007. - № 13. - С. 34-36. 
3. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. / [Электронный ресурс] - / / Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgibin/laws/main. cgi? nreg = 995_015. 
4. Литвиненко И. Л. Генезис прав человека в истории политико-правовой мысли мира и Украины / И. Л. Литвиненко / / Вестник Хмельницк. ин-та регионального управления и права. - 2004. - № 1-2. - С. 7-13. 
5. Поколения прав человека: основное этапы развития правовой идеи и правового института: учеб. пособие / / Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации / под ред. А. Ю. Сунгурова. - СПб., 2003. - С. 80-91. 
6. Кравченко В. В. Конституционное право Украины: Учебное пособие.-Вид. 3-е, исправлю. и дополню .- К.: Атика, 2004 - 512 с 
7. Конституция Украины [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=254% EA% 2F96-% E2% F0

Информация о работе Понятие прав человека