Понятие, правовые основы и принципы государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Практически обеспечивает их реализацию государственный аппарат - система органов, через которые осуществляются власть и функции государства. Но сам по себе государственный аппарат не может выполнять функции государства, решать те или иные задачи. Только труд лиц, работающих в государственных органах и их аппаратах, составляет содержание государственной службы.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------стр. 3
 Понятие, правовые основы и принципы государственной службы---------------------------------------------------------------------------------------------стр. 5
 Заключение--------------------------------------------------------------------стр. 15
 Список использованной литературы-------------------------------------стр. 17

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 77.00 Кб (Скачать)


Содержание

      Введение-------------------------------------------------------------------------стр. 3

      Понятие, правовые основы и принципы государственной службы---------------------------------------------------------------------------------------------стр. 5

      Заключение--------------------------------------------------------------------стр. 15

      Список использованной литературы-------------------------------------стр. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная служба - одна из сторон деятельности государства. Она предназначена для решения следующих задач:

· осуществления на основе Конституции и законов Российской Федерации функций государства и государственных органов;

· создания условий для эффективной деятельности органов государства в соответствии с их компетенцией;

· совершенствования организации управленческой деятельности;

· обеспечения прав и свобод граждан.

Практически обеспечивает их реализацию государственный аппарат - система органов, через которые осуществляются власть и функции государства. Но сам по себе государственный аппарат не может выполнять функции государства, решать те или иные задачи. Только труд лиц, работающих в государственных органах и их аппаратах, составляет содержание государственной службы.

Для организации государственной службы устанавливаются служебные должности, которые определяют содержание деятельности служащего, его права и обязанности.

Несмотря на достаточно длительный период существования государственной службы, многие исследователи сходятся в одном - она в меньшей степени претерпела какие-либо изменения и недостаточно эффективно влияет на положение дел.

Исследователи отмечают, что современная административная система стала работать хуже, ибо, сохранив почти все прежние недостатки, приобрела и новые.

Негативные черты, которые характерны государственной службе, не являются проявлением сегодняшнего дня, а имеют свои корни, когда, по выражению К. Маркса, государство рассматривается как частная собственность бюрократии.

Законодательство о государственных служащих традиционно подчеркивало, что ключевым понятием являлся труд в аппарате государственного управления, обеспечивающий выполнение задач и функций государства. Подобный подход затрудняет выяснение всех категорий служащих. Ведь, по существу, практически все выполняли функции государства, поэтому составить точный реестр функций представляется невозможным.

Таким образом, понятие государственной службы связано с деятельностью государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленную на реализацию задач и функций государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, правовые основы и принципы государственной службы

Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Нынешнему нормативно-правовому закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных органах способствует сложившееся в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, “состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом”; а суть государственной службы в этом плане состоит в “формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом”.

Анализируя Федеральный закон “Об основах государственной службы РФ”, можно выделить следующие признаки государственной службы:

во-первых, это профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая на основе специальных знаний и навыков;

во-вторых, в процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов,

в-третьих, эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

в-четвертых, такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности.

И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе.

Правовые основы системы государственной службы Российской Федерации определяются Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Принципы государственной службы – это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института.

В литературе имеются разные подходы к классификации принципов государственной службы. Можно выделить из всего комплекса принципов те, которые относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются с государственной службой. Д.Н.Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность; демократизм; профессионализм. Существует выделение конституционных и организационно-функциональных принципов государственной службы (по аналогии с системой принципов государственного управления). Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. В ст. 3 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ” закрепляются основные принципы государственной службы:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственный служащий обязан осуществлять отраслевые и конкретно институционные принципы осуществлять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ; в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с должностными обязанностями. Отказ или уклонение от действий, предписанных федеральными законами, влечет установленную законом ответственность государственных служащих.

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов.

В структуру принципа верховенства Конституции и законов входят принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны, как государства, так и граждан; также важное значение приобретает и соразмерность в государственном управлении, т.е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления.

Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод.

Перед государственными служащими стоит задача руководствоваться положениями Конституции РФ в своей деятельности: учитывать интересы граждан; удовлетворять их законные требования; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме, установленном законодателем; создавать условия для активного участия граждан в государственном управлении.

Конституция РФ содержит ряд норм, регламентирующих деятельность государственных служащих при решении этих задач: запрет на вмешательство в личную жизнь (ст.23); обязанность обеспечения возможности ознакомления с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают права и свободы человека (ст.24); ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан (ст.41); возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц в судебном порядке (ч.2 ст.46); право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст.53).

В конечном счете, данный принцип определяет главный смысл и сущность деятельности государственных служащих.

Государственная служба представляет собой множество государственных должностей, учреждаемых в единой системе органов государственной власти. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации непосредственно вытекает из федеративного устройства страны. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Федерации – в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей дифференцируется государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Однако совершенно ясно, что государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государственный орган. Претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий по должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.

Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих определяет следующие важнейшие положения:

во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими;

во-вторых, эти решения должны быть законными, т.е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий и должны не противоречить закона. Данный принцип способствует обеспечению нормальной деятельности государственных органов с учетом построения всего государственного аппарата на традиционных принципах организации управления: иерархичность структуры; разделение и четкое определение компетенции государственных органов; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности государственных служащих; взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал в государственном управлении; сочетание коллегиальности и единоначалия.

Основные требования являются едиными и для федеральной государственной службы, и для государственной службы субъектов РФ, а также и для специальных видов государственной службы.

Принцип единства основных требований осуществляется посредством системного регулирования государственной службы и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей процедур функционирования всех элементов института государственной службы. В Российской Федерации устанавливаются единая классификация государственных должностей, квалификационные разряды государственных служащих, единые права и обязанности (при различии служебных полномочий), единый порядок прохождения государственной службы и т.д. Принцип единства требований обеспечивает независимость государственной службы от структурных и иных перестроек в системе органов власти.

Информация о работе Понятие, правовые основы и принципы государственной службы