Понятие структура административно-правового статуса граждан

Автор: Светлана Кочнева, 28 Августа 2010 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Содержание

1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации……………………………………………………………………........3
2. Административно-правовая защита прав и свобод граждан……………….7
3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

    Данные  конституционные положения создают  определенные границы или юридические  ориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

    Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в  целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан.

    Суды, рассматривая, уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль над соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

    Как положительный знак и перспективную  тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация. Безусловно, суды и судьи, профессионально добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе ст. 2 Конституции РФ обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.

    Особое  место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере  государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

    Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности  и диапазон судебного обжалования  нормативных правовых актов и  правоприменительных актов органов  исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

    Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному  составу. По существу, вся система  органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

    Органы  государственного управления и их должностные  лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов  и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

    Важнейшей гарантией является ответственность  должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.

    Защиту  прав граждан обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.

    В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует:

    1) восстановлению нарушенных прав;

    2) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;

    3) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права;

    4) выявлению нарушенных прав;

    5) устранению выявленных нарушений;

    6) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Например, в "Российской газете" было опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим "северных" процентных надбавок к денежному довольствию и соответствующих районных коэффициентов, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения Закона.

    Важное  место в защите прав и свобод граждан  занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению конституционных прав граждан и по работе с обращениями граждан, основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека.

    Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, например, проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения за защитой во все органы, начиная от Президента РФ и до местной администрации. 

3. Особенности административно-правового статуса

иностранных граждан и лиц  без гражданства 

    Правовое  положение иностранных граждан  на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ, Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г., "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г., правительственные акты.

    Согласно  законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

    Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации  вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

    Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

    Юридические гарантии закреплены в законах и  подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в  суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

    Вместе  с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля над правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

    Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

    Временно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место  своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

    Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной  службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

    За  нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам  и лицам без гражданства применяются  такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

    Законодательством предусмотрена ответственность  иностранных граждан за нарушения  предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные  граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно. Кодексом об административных правонарушениях установлено, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается дипломатическим путем.

    Федеральный закон "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" и Кодекс об административных правонарушениях  к нарушениям правил пребывания и  транзитного проезда через нашу территорию относит: нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Эти наказания назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.

    Уклоняющиеся  от выезда иностранные граждане и  лица без гражданства подлежат административному  задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Если для осуществления административного выдворения или депортации необходим более длительный срок задержания, то оно допускается только по решению суда.

Информация о работе Понятие структура административно-правового статуса граждан