Понятие субъекта административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 08:37, реферат

Описание работы

Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Субъекты административного права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий: 1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта 2. административной правоспособности и дееспособности субъекта 3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт) Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Работа содержит 1 файл

Админ.право.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Понятие субъекта административного  права

Субъекты административного  права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью  реализации полномочий, возложенных  на него административным правом. Субъекты административного права могут  стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий: 1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта 2. административной правоспособности и дееспособности субъекта 3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт) Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния. Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления. Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Субъект  права  в  любой  отрасли  права -  это  обладательноситель определенных     прав    и   обязанностей  ,   которыми   он   наделен   в   связи   с необходимостью    реализации      своих      жизненных      потребностей  , полномочий , возложенных   на   него  правовым   актом   ,   участием   в    жизни   общества , коллектива ,   государства.       

         В  административном    праве    нормы    реализуются    гражданами ,  их объединениями  , государственными  органами и т.д. ,  которые  и  являются в   этом   случае   субъектами   административного   права ,  носителями конкретных  прав и обязанностей.     

         Полномочия   ,    которыми     наделены     субъекты     административного права  ,  имеют определенные  особенности  по  своему  характеру ,  объему ,  формам выражения.     

         Полномочия    субъектов     административного    права     могут  выражать  право    гражданина   на    получение     высшего    образования  или  занятия  предпринимательской  деятельностью  или  только  обязанности , например , обязанность  граждан   и   организаций   блюсти   правила   общественного  порядка  ,  благоустройства , являться  в  правоохранительные  органы  по их вызову  и  т.д. Есть полномочия , состоящие из правообязанностей , например , право обучаться в образовательном  учреждении  и  обязанность  получить  там  определяемый государством  обязательный  минимум  образования . Полномочия , которыми наделен  субъект  административного  права , предоставляются  ему  в  одних случаях  по    его  желанию , например , гражданин  обращается  с  заявлением  в государственный орган , в  другом  случае -  вопреки  его  желанию ,  например , лицо  при   привлечении  его  к  административной ответственности , наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания , имея  при этом определенные  права  и  обязанности , в том числе по принудительному исполнению. Права  и обязанности субъекта  административного  права  образуют его правовой статус.

       Правовой  статус - категория комплексная , отражающая  взаимоотношения личности и общества , гражданина  и  государства , индивида  и  коллектива.      

         Правовой статус субъекта административного  права образуют нормы  общие для  всех  субъектов , например , нормы  о  праве  обращения  субъектов  в государственные   и  иные  органы   с  заявлениями , жалобами , предложениями . Наряду с общими нормами , правовой статус субъекта административного права объединяет  значительное  число   норм ,  которые  реализуются  только  данным субъектом ,  например , правила    учреждения   общественных   объединений , закрепленные   в   законодательстве  ,  адресованы   только   этим   субъектам административного   права . В  зависимости  от  вида  и  объема  полномочий субъекты  административного  права  делятся  на  группы  и  виды.     

         Поэтому  целесообразно с точки зрения практики правового регулирования  и изучения данной проблемы  классифицировать субъекты административго права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус . Субъекты административного права разделяются  на две группы : физические лица и организации . В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса , так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот , например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав  организации .   

          Физические лица , как субъекты административного права , категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ , иной объем , у  иностранного гражданина на территории РФ - третий.    

         Организации как субъекты административного права , так же должны быть  разделены на виды и группы.     

         В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные .      

         Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством , базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти , исполнительной власти и другие ), государственные   предприятия и учреждения ( образовательные , научные  , учреждения культуры и другие ).       

         Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций , хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются ,  профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан , кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация  не государственных организаций проводится  по их целям , форме собственности , территориальным масштабам деятельности .      

         Для системы министерства внутренних  дел, как государственной системы,  характерно наличие в ней субъектов  административного права в виде  государственных организаций . Но  законодательство допускает участие  личного состава и в организациях  не государственных , например, в профсоюзах , спортивных организациях и других .

Информация о работе Понятие субъекта административного права