Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является получения знаний и умений в связи с освоением сущности потребительской кооперации как социально-ориентированной системы, ее развития, современного состояния.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- анализ правового положения потребительской кооперации и их союзов в условиях формирования новых общественных отношений;

- выявление основной структуры закона «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов) в Российской Федерации».

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1.Формирование правовых основ деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………...4
2. Основы правового регулирования потребительских кооперативов и их союзов в Российской Федерации…………………………………………..14

3. Концепция правового обеспечения деятельности потребительских кооперативов………………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………..28

Список использованных источников………………………………………30

Приложение………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.34 Кб (Скачать)

Реализация данной концепции позволит потребительской  кооперации в достаточно короткие сроки  повысить эффективность социально-экономической  деятельности и занять в экономике  России и мировом кооперативном  сообществе место, соответствующее  ее потенциалу. 
 
 
 
 
 

Заключение.

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации» является специальным  законом, который регулирует правовое отношение непосредственно потребительских  обществ и их союзов, действующих  в единой системе - системе потребительской  кооперации.

И потребительские  общества, и их союзы подчиняются  всем законам общеобязательного  характера.

В России существовала сложная процедура утверждения  устава каждого вновь организуемого  кооператива. По ходатайству кооператоров в 1897 г. правительство утвердило нормальный (типовой) устав потребительского общества. С этого момента уставы стали утверждаться на местах губернаторами, что несколько облегчило создание новых обществ потребителей.

В отличие от западноевропейских стран, в которых  создавались два национальных центра кооперации, т.е. общество оптовых закупок  и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение  вопроса о круге деятельности кооперативного союза: Московский союз потребительских обществ стал выполнять функции двух центров - хозяйственного и организационного. В 1903 г. он приступил к изданию журнала «Союз потребителей». Из объединения первичных кооперативов Московский союз потребительских обществ все более превращался в союз союзов потребительских обществ.

Советская кооперация с самого момента своего появления  на международной кооперативной  арене активно боролась за то, чтобы  достигнутые благоприятные перемены в международной обстановке приобрели  необратимый характер, чтобы ещё  более ускоренными темпами развивался процесс разрядки напряжённости в мире, за то, чтобы продолжалось упрочение международной обстановки в пользу стабильного мира и всестороннего плодотворного сотрудничества государств и народов.

Таким образом Правительство содействовало развитию потребительской кооперации и совершенствованию ее правового положения. Взаимодействие правительства и организации потребительской кооперации осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы.

1. Конституция  Российской федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Введена в действие с 25 декабря 1993 г.

2. Гражданский  кодекс Российской Федерации

3. О потребительской  кооперации в Российской Федерации:  Федеральный закон от 19.06.1992 г. №3085-1-ФЗ Доп. и изменения 1997,2000,2002 гг.

4. О кооперации  в Российской Федерации: Федеральный  закон. (Проект). - // 5. Вестник кооперации, апрель 2007, с. 115-159

6. Вопросы потребительской  кооперации Российской Федерации:  Постановление Правительства РФ 24.01.1994 г. №24.

7. Устав потребительских  обществ (Сборник уставов).

8. Клименко О.И. Теория и практика социального управления в потребительской кооперации: Монография. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование» 2000 - 318 с.

9. Концепция  развития потребительской кооперации  Российской Федерации на период  до 2015 года. - М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. - 126 с.

10. Николаев М.Е. Кооперация в России. Проблемы, становление, перспективы. - М.: Издательство «Известия», 2006. - 128 с.

11. Теплов В.И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации: Монография. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999. - 295 с.

13. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Вита - Пресс, 2005. - 160 с.

14. Уколова Л.В. Потребительские общества и их союзы в потребительской кооперации Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование» 1990 - 102 с.

15. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. - М.: Кооперативное издательство, 1925

16. Чуйков В.М., Уколов О.И., Алманова Е.А. Совершенствование управления деятельностью организаций потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2004. - 137 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение. 

Структура создания потребительского кооператива.

(в соответствии  с федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»)

1. Правовой  статус потребительского  кооператива.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических  лиц на основе членства с целью  удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами  имущественных паевых взносов.

Потребительские кооперативы относятся к юридическим  лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные  права в виде права на пай.

Отношения между  пайщиками  потребительского кооператива  регулируются его уставом.  Устав потребительского кооператива должен содержать, помимо сведений, общих для всех юридических лиц, следующие сведения:

    • размер паевых взносов членов кооператива;
    • о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов;
    • о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
    • о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
 

    Наименование  потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или  слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское  общество".

    Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

    Правовое  положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности  их членов определяются законами о  потребительских кооперативах. При  этом  следует  помнить, что закон РФ от  19 июня 1992 года N 3085-1 «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно - строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" не допускается. 

    2. Порядок регистрации потребительского  кооператива.

    Создание  потребительского кооператива   означает  его государственную регистрацию в  установленном федеральным законодательством порядке.

    Государственная регистрация представляет собой  акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. В 2004г. таким органом была определена федеральная налоговая служба.

    За  государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная  пошлина в размере 2000 руб.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, и осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного  органа - по месту нахождения иного  органа или лица, имеющих право  действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного  лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

    При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

    Регистрирующий  орган не вправе требовать представление  других документов кроме документов, установленных  законом.

    Регистрирующий  орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной  регистрации выдает (направляет) заявителю  документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный  реестр.

    При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

    а) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. К заявлению  прилагаются специальные формы  на каждого учредителя, с указанием  всех его данных (паспорт, регистрация, ИНН);

    б) решение о создании юридического лица в виде протокола общего собрания пайщиков кооператива. Поскольку  для  функционирования кооператива требуется как минимум наличие  исполнительного органа, количество учредителей  потребительского кооператива должно быть не меньше  количества членов исполнительного органа, указанного в  уставе. Если, например,  устав  предусматривает избрание Правления в составе   3 человек,  количество учредителей (пайщиков), присутствующих на первом учредительном собрании, не может менее 3 человек.

    Возможна  и обратная ситуация, когда количество пайщиков  в кооперативе превышает несколько десятков и даже сотен  человек (например, гаражный  потребительский кооператив). В этой ситуации необязательно заполнять на каждого из пайщиков отдельную форму, можно  в самом  протоколе  собрания пайщиков указать, что собрание уполномочивает трех членов правления выступить учредителями, а  председателя правления- заявителем. В этом случае  остальные пайщики  вступают в кооператив сразу после его  государственной регистрации в порядке, установленном уставом кооператива.

    в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные  в нотариальном порядке копии);

    д) документ об уплате государственной пошлины.

    Решение об отказе в государственной регистрации  может быть обжаловано в судебном порядке. 

    3. Особенности создания  потребительских кредитных кооперативов граждан (далее- КПКГ).

    В соответствии с федеральным законом  от 7 августа 2001 года  N 117-фз «О кредитных потребительских кооперативах граждан», КПКГ - потребительский кооператив граждан, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

Информация о работе Потребительская кооперация