Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы является изучение правоспособности и дееспособности субъектов административного права. Для достижения поставленной цели необходимо поставить перед собой ряд задач:
Описать понятие субъекта административного права.
Изучить административно-правовой статус субъектов административного права.
Классифицировать субъекты административного права.
Исследовать сущность правоспособности и дееспособности субъектов административного права.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и понятие субъекта административного права 3
1.1. Понятие субъекта административного права 3
1.2. Административно-правовой статус субъекта 4
1.3. Классификация субъектов административного права 5
2. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права 7
Заключение 13
Список литературы

Работа содержит 1 файл

правоспособность.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

    С другой стороны, все субъекты административного  права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

    1) управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);

    2) наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);

    3) юридическая властность действий  и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);

    4) реализация государственно-принудительных  полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);

    5) обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются  граждане (для всех субъектов  административного права);

    6) юридические гарантии рассмотрения  возникшего в системе публичного  управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

    Субъекты  административного права, имеющие  установленный административно-правовыми  нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

    Административная  дееспособность имеет «активное» и «творческое» начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т.е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения.

    Дееспособность  — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

    Административная  дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность).

    В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

    У разных субъектов административного  права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев: 1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет); 2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты); 3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены); 4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации —субъекты административного права —приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью). Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    
    1. Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.
    2. Административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности. Административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права.
    3. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

    Индивидуальные  субъекты – граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.

    Коллективные  субъекты административного права  — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

    1. Административная  правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым  административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
    2.         Административная дееспособность, как  правило, возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности  с 16 лет.

    Реализация  прав, установленных за субъектом  административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. Лит., 1993. – 32 с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ// "Российская газета" – 2001, N 256. – 31 декабря.
  3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г.)// "Российская газета" – 1995, N 170. – 1 сентября.
  4. Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд. изм. и доп./ Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма, 2005. — 800 с.
  5. Елагин, Р. И. Административное право России: Учебник/ Р. И. Елагин. – М: Феликс, 2009. – 384 с.
  6. Конин, Н.М. Административное право: Краткий учебник/ Н.М. Конин, М.П. Петров. – СПб.: изд-во Норма, 2005. – 368 с.

Информация о работе Правоспособность и дееспособность субъектов административного права