Правовой статус федеративных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

Работа содержит 1 файл

правовой статус фед. органов.docx

— 24.31 Кб (Скачать)
  1. Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит  из 450 депутатов. Депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин  Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать  в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом  Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной  Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

Пропорциональная избирательная  система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

 

  1. Структура государственной думы

 

1 - Аппарат Госдумы  - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Руководитель Аппарата Государственной  думы - Поллыева Джахан Реджеповна (с 2012).

2 - Председатели  Госдумы 

Председатель Государственной  думы осуществляет взаимодействие с  другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Государственная дума VI созыва (с 21 декабря 2011 г.) - Нарышкин Сергей Евгеньевич (избран 21 декабря 2011 г. — постановление Государственной думы), фракция «Единая Россия»

3 - Комитеты Государственной  думы по созывам

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными  органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства  депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и  заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов  по представлению депутатских объединений.

К полномочиям комитетов  относятся:

  • внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
  • осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
  • подготовка проектов постановлений Государственной думы;
  • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
  • подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
  • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • анализ практики применения законодательства.

4 - Комиссии

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных  законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 5-го созыва существует пять комиссий:

  • Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики
  • Счётная комиссия ГД
  • Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ
  • Комиссия ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции
  • Комиссия ГД по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием

5 - Совет Государственной  Думы

Планирует работу Госдумы  и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.

 

  1. Полномочия государственной думы

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным  законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции  РФ понимаются: законы, принятые Государственной  думой и одобренные Советом Федерации  в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством  которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение  федерального закона. Если же разъяснение  предпринято в форме постановления  Государственной думы, то есть без  соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции  РФ, предъявляемых к принятию федеральных  законов, то оно не может рассматриваться  в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

 

  1. Законодательный процесс в Федеральном Собрании.

 

Законодательный процесс  представляет собой совокупность последовательно  сменяющих друг друга стадий, посредством  которых осуществляется законодательная  деятельность Федерального Собрания. 
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: 
1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение  законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта  и принятие закона Гос. Думой;

4) рассмотрение и одобрение  закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование  закона Президентом РФ.

Наряду с основными  стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1) преодоление разногласий,  возникших между Советом Федерации  и Государственной Думой в  связи с отклонением Советом  Федерации принятых Государственной  Думой законов:

2) повторное рассмотрение  Гос.Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

 

 

 

Правовой статус Высшего арбитражного суда РФ.

 

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации (ВАС РФ) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный  Суд находится на вершине системы  арбитражных судов:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность  арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов  законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности  разбирательства дел.

Председатели, заместители председателей, судьи  федеральных арбитражных судов  округов и арбитражных судов  субъектов Российской Федерации  назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным  законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Председатели, заместители председателей и  судьи арбитражных апелляционных  судов назначаются на должность  при соблюдении требований и в  порядке, которые установлены Федеральным  конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению  соответствующей квалификационной коллегии судей.

Председатель  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  назначаются на должность Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному  на представлении Председателя Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.


Информация о работе Правовой статус федеративных органов