Правовой статус иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ института административно-правового статуса иностранных граждан в РФ. Достижение данной цели обусловливает следующие задачи работы:
1. дать определение понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства,
2. изучить правовое регулирование данного института как на национальном, так и на международном уровне,

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
§ 1. Понятие иностранных граждан и лица без гражданства и их классификация 3
§2. Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 8
§3. Момент прекращения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 10
§4. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации 10
§5. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 13
Глава 2. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
20
§ 1. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административной ответственности и проблемы ее применения 20
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

Временно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием разрешение на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение  на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом  федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации11. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся  на территории РСФСР и состоявшему  в прошлом в гражданстве СССР  или родившемуся на территории  Российской Федерации;

2) признанному  нетрудоспособным и имеющему  дееспособных сына или дочь, состоящих  в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему  хотя бы одного нетрудоспособного  родителя, состоящего в гражданстве  Российской Федерации;

4) состоящему  в браке с гражданином Российской  Федерации, имеющим место жительства  в Российской Федерации;

5) осуществившему  инвестиции в Российской Федерации  в размере, установленном Правительством  Российской Федерации;

6) поступившему  на военную службу, на срок  его военной службы;

7) являющемуся  участником Государственной программы  по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих  за рубежом, и членам его  семьи, переселяющимся совместно  с ним в Российскую Федерацию

8) в иных  случаях, предусмотренных федеральным  законом.

Постоянно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство может быть выдано иностранному гражданину по его заявлению в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение  срока действия разрешения на временное  проживание и при наличии законных оснований, при условии, что иностранный  гражданин проживал в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное  проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции, не позднее, чем за шесть  месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.12

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению  иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений  срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство13.

Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются теми же правами, а также  несут те же обязанности, что граждане РФ, кроме случаев, определенных федеральными законами или международными договорами. Тем самым общий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства и административно-правовой статус этих лиц приравнены к аналогичным статусам россиян. Вместе с тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в силу специальных положений законодательства имеет особенности по сравнению с административно-правовым статусом российских граждан. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства влияют и на их другие возможные статусы на территории РФ (например, гражданско-правовой, трудовой, социальный).

 

§ 2. Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Граждане  РФ приобретают административно-правовой статус на ее территории с момента  рождения. Особый случай представляет собой приобретение административно-правового  статуса гражданина РФ лицом, приобретающим  российское гражданство не по рождению, а по иным основаниям, предусмотренным  российским законодательством о  гражданстве. Однако в последнем  случае для приобретения статуса  российского гражданина и, как следствие, административно-правового статуса  одним из необходимых условий  является легальность пребывания на территории РФ. Тем самым происходит изменение административно-правового  статуса иностранного гражданина или  лица без гражданства в административно-правовой статус российского гражданина.

Момент возникновения  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства, определяется моментом въезда на территорию РФ. В момент такого возникновения может варьироваться  от того, в каком порядке осуществляется въезд этих лиц на российскую территорию. В случае, если в силу межгосударственных соглашений РФ для въезда на территорию РФ требуется получение визы, то административно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства  возникает при обращении в  компетентный орган РФ за получением соответствующей визы. Соответственно между этим органом и иностранным  гражданином складываются, по сути, административные отношения, выражающиеся, в частности, в обязанности иностранного гражданина представить соответствующий  объем информации, при необходимости  пройти медицинский осмотр и собеседования  с представителями компетентного  органа РФ. В свою очередь, он вправе проверить представляемые документы  и при определенных основаниях отказать в выдаче визы и, соответственно, в  возможности въезда в Российскую Федерацию.

Если на основании  межгосударственных соглашений въезд  иностранного гражданина в РФ не требует  предварительного получения визы, административно-правовой статус такого гражданина будет возникать  при пересечении границы РФ. В  случае нелегального въезда на ее территорию (например, без необходимых разрешительных документов, по подложным документам) административно-правовой статус иностранного лица и лица без гражданства также  будет возникать с момента  пересечения российской государственной  границы.

В некоторых  случаях поведение иностранного гражданина даже за пределами территории РФ может влиять на содержание его  административно-правового статуса  в РФ. Так, согласно ст.7 Федерального закона "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное  проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: выступает  за насильственное изменение основ  конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает  угрозу безопасности Российской Федерации  или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или  совершает их, а равно иными  действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность. Если данные действия осуществляются иностранным  гражданином или лицом без  гражданства за пределами территории РФ, сам факт такой деятельности оказывает принципиальное влияние  на административно-правовой статус названых лиц на российской территории. 

 

§3. Момент прекращения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Административно-правовой статус российского гражданина прекращается с момента его смерти либо при  выходе из российского гражданства.

Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства утрачивается в момент их выезда из РФ. Соглашаясь в целом с обоснованностью  данной позиции, то во многих случаях  выезд иностранного гражданина или  лица без гражданства за пределы  РФ не влечет полного прекращения  его административно-правового статуса  на российской территории. Так, согласно ст.7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее  выданное аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в  течение 5 лет, предшествовавших дню  подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался  административному выдворению за пределы  РФ либо депортации. Тем самым факт выезда иностранного гражданина за пределы  РФ сам по себе не означает, что его  административно-правовой статус каждый раз исчезает и в следующий  его приезд в РФ начинается.

 

§4. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации

 

В соответствии со ст.24 Федерального закона "О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию" № 114-ФЗ устанавливает, что иностранные  граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Виза - это  разрешение на въезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства  и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Миграционная  карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в  Российскую Федерацию иностранном  гражданине или лице без гражданства  и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или  лица без гражданства, прибывших  в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для  контроля за временным пребыванием  в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Основанием  для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Россию в  порядке, не требующем получения  визы, является приглашение на въезд  в РФ, которое выдается МИД РФ или МВД РФ или его территориальным  органом. Основанием для выдачи приглашений  могут являться ходатайства органов  государственной власти, дипломатических  представительств и консульских  учреждений иностранных государств в РФ, юридических лиц, граждан  РФ и постоянно проживающих в  РФ иностранных граждан.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться по месту своего пребывания в течение 3 рабочих дней со дня прибытия. На временно проживающих  и постоянно проживающих иностранных  граждан РФ возложена обязанность  ежегодной перерегистрации в  указанных органах.

Осуществляется  иммиграционный контроль, который представляет собой комплекс мероприятий по контролю за въездом, выездом, транзитом и  пребыванием иностранных граждан  на территории РФ, осуществляемый в  целях регулирования иммиграции, обеспечения законных прав мигрантов  и соблюдения интересов Российской Федерации, а также осуществления  мер по пресечению неконтролируемой миграции на территорию государства  путем определения правового  положения и соответствия целей  въезда иностранных граждан и  лиц без гражданства, прибывающих  или намеревающихся прибыть в  Россию, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для  занятия трудовой деятельностью, следующих  транзитом через территорию РФ в  третьи страны.

Иностранный гражданин, въехавший с нарушением установленных правил или не имеющий  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утративший такие  документы и не обратившийся в  территориальный орган внутренних дел, или уклоняющийся от выезда по истечении срока пребывания (проживания), а также нарушивший правила транзитного  проезда через российскую территорию, является незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несет ответственность. В отношении  иностранного гражданина, незаконно  находящегося на территории Российской Федерации, или лица, которому не разрешен въезд, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина, законно находящегося в России, создает  угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку  или здоровью населения, в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов  других лиц может быть принято  решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в России. Иностранный  гражданин, в отношении которого принято решение о нежелательности  пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязан выехать из Российской Федерации или будет депортирован.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан