Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие «лицо, привлекаемое к административной ответственности»;
исследовать комплекс прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности;
проанализировать правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности;
рассмотреть вопрос о ненадлежащем извещении лица, как одному из наиболее часто встречающихся процессуальных нарушений, допускаемых административными органами при производстве по делам об административных правонарушениях.

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Административное  право»

на тему: «Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности»

Выполнила: студентка 2 курса

ЗО, 3-я группа

Бейбутова Р.И.

Проверила: кюн, доцент

Кувырченкова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

Тверь - 2012  

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право на защиту возникло еще в  глубокой древности, развивалось в течение многих веков и всегда имело огромное значение для каждого человека в любом гражданском обществе. В настоящее время право на защиту закреплено как на международном уровне, так и в национальном законодательстве любого государства. При этом данное право, как правило, относится к конституционным. Каждый человек независимо от пола, расы и иных признаков имеет право защиты своих прав любыми средствами и способами, не запрещенными законом. Лицо, привлекаемое к ответственности, в том числе и административной, этому не исключение.

Право на защиту является элементом правосубъектности лица, а также его самостоятельным субъективным правом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, наделено широким перечнем прав, но главным среди них можно признать право его на защиту.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений является целью административно-правового регулирования. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, нередко не знает своих прав и обязанностей, что приводит к их нарушению со стороны соответствующих органов и их должностных лиц. Четкое законодательное закрепление комплекса прав и обязанностей лица, его информирование о них – залог исключения правового нигилизма, укрепление законности и правопорядка, а также повышения уровня правовой культуры общества в целом.

Основная цель курсовой работы заключается в исследовании правового статуса лица, привлекаемого к административной ответственности.

Цель исследования реализуется  на основе решения следующих задач:

  1. раскрыть понятие «лицо, привлекаемое к административной ответственности»;
  2. исследовать комплекс прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности;
  3. проанализировать правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности;
  4. рассмотреть вопрос о ненадлежащем извещении лица, как одному из наиболее часто встречающихся процессуальных нарушений, допускаемых административными органами при производстве по делам об административных правонарушениях.

Теоретической основой исследования послужили научные труды специалистов, касающихся статуса лица, привлекаемого к административной ответственности: А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, М.Е. Еропкина, Н.М. Конина,   В.А. Мельникова, А.Ю. Якимова и др. Благодаря трудам этих авторов, общество осознало актуальность и необходимость создания прочной базы административно-процессуального законодательства. Именно они внесли немалый вклад в теоретическое обоснование основных направлений развития административно-процессуального законодательства. Но, не смотря на это, к сожалению, еще рано говорить о достаточно прочно сложившейся такой отрасли российского права как административно-процессуальное право.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Права и обязанности  лица, привлекаемого к  административной ответственности

 

Для исследования прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, необходимо определиться с содержанием понятия «лицо, привлекаемое к административной ответственности».

Согласно п. 1 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)1 административным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из этого, лицом, привлекаемым к административной ответственности, является либо юридическое лицо, либо физическое лицо. Поскольку в подавляющем большинстве случаев в качестве субъекта административной ответственности выступают физические лица, то основной акцент исследования нам представляется целесообразнее сделать именно на этой категории лиц.2

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной  частью общего правового статуса  личности и урегулирован нормами  конституционного и административного  права. Административно-правовой статус человека и гражданина - это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях.3 Правам и обязанностям лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посвящена ст. 25.1 КоАП РФ.

Права данного участника производства по делу можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. по правовому источнику, устанавливающему его права (гарантированные Конституцией Российской Федерации; закрепленные административным и гражданско-процессуальным законодательством);
  2. по характеру использования своих прав (общие - реализуются на всех (или почти всех) стадиях производства) и специальные - на конкретной стадии производства по делу);
  3. применительно к конкретной стадии производства с участием лица, привлекаемого к ответственности.4

КоАП РФ устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях, исходя из принципиальных положений Конституции РФ5, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.6 и других международно-правовых документов.

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Несмотря на то, что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений. Согласно ч. 2 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Во время производства по делу об административном правонарушении лицо имеет право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Поэтому соответствующие должностные лица обязаны предоставлять эту возможность каждому привлекаемому к ответственности, начиная с момента составления протокола и заканчивая материалами по пересмотру дела по жалобе на принятое постановление.

Право давать объяснения следует понимать как право данного лица давать объяснения по собственной инициативе, а не как обязанность давать такие  объяснения. Ст. 51 Конституции РФ предусмотрена  возможность отказа лица от дачи объяснений, т.к. никто не обязан свидетельствовать против себя. Таким образом, можно сделать вывод, что за отказ или уклонение от дачи объяснений ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не предусматривается.

Одним из важнейших прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является право заявлять ходатайства и отводы. В частности, лицо вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства данное лицо может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.7

Важной гарантией защиты прав и  свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является возможность  пользоваться юридической помощью защитника. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, но и любое иное лицо. Возможность лица, привлекаемого к ответственности, приглашать в качестве защитника любого по своему выбору является одной из гарантий обеспечения конституционного права гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Лицу, в отношении которого ведется  производство по делу, не владеющему языком, на котором ведется производство, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т.е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность лицу, в отношении которого ведется производство по делу, активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым он доверяет, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

К числу указанных в ст. 25.1 КоАП РФ иных процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует также отнести гарантируемые ему права при составлении протокола об административном правонарушении и осуществлении мер обеспечения производства по делу. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, при составлении протокола этим лицам разъясняются их права и обязанности. Составление протокола об административном правонарушении допускается в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, но при условии, что такое лицо извещено об этом в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

По просьбе задержанного лица о  месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности. Ст. 27.5 КоАП РФ определены максимально возможные сроки административного задержания. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, гарантируется обеспечение аналогичных прав и при осуществлении других мер обеспечения производства по делу.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, несмотря на многообразие предоставленных ему прав, обязано  исполнять предписания административно-правовых норм. К обязанностям данного участника следует отнести явку по вызову субъекта административной юрисдикции не только при рассмотрении дела о правонарушении или жалобы на принятое постановление, но и в других случаях, когда это требуется для объективного и всестороннего разбирательства в ходе производства.

Дело об административном правонарушении рассматривается с  участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Рассмотрение дела в  отсутствие лица, привлекаемого к  административной ответственности, допускается лишь тогда, когда это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо когда такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Если нет достоверных сведений о вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещения о месте и времени рассмотрения дела, оно должно быть отложено и назначен новый срок рассмотрения дела. Однако рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, не допускается ни при каких обстоятельствах, если это правонарушение может повлечь административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе и в других случаях признать обязательным присутствие при его рассмотрении лица, в отношении которого ведется производство по делу. В этих случаях это лицо должно быть подвергнуто принудительному приводу в суд, орган, к должностному лицу, рассматривающим дело. Если, по мнению судьи, органа, должностного лица, которые рассматривают дело в отношении несовершеннолетнего лица, обсуждение обстоятельств этого дела может оказать на него отрицательное влияние, несовершеннолетний может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела.

Глава 2. Извещение  лиц, в отношении которых ведется  производство по делу об административном правонарушении

 

На практике административные органы часто допускают процессуальные нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях, такие, например, как ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола, рассмотрения материалов административного дела и принятия постановления по делу; неправильное оформление процессуальных документов, а также других требований, установленных КоАП РФ.

Информация о работе Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности