Правовой статус политической партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу.

Содержание

1. Понятие политической партии.
2. Правовой статус политической партии

Работа содержит 1 файл

Административное право.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

СМОЛЕНСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

«Административное право»

«Правовой статус политической партии»

Вариант 7

 

 

 

 

 

Преподаватель:

 Доц. Коновалова Т.Ф.

Студентка гр. М-4-08-З

Остапец О.А.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

  1. Понятие политической партии.
  2. Правовой статус политической партии:

I. Понятие политической  партии.

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных  формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными  нормами. Благодаря организации  присущие ей идеологические или моральные  установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим  средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. Без политической организации  интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В  первую очередь, такими политическими  организациями являются партии.

Они являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. Не являясь  непосредственными носителями государственной  власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции  посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной  жизни.

Для дальнейшего рассмотрения вопроса, необходимо дать определение  понятию «политической партии». Существует множество определений, многие из которых содержат весьма различные представления об ее предназначении, роли в общественной жизни, но при этом юридические определения отличаются от определений социологов и политологов, так как последние изучают партии как элемент социальных и политических систем общества, а не как правовой категории. Например, определяя политическую партию как социологическую категорию, необходимо указать, что она выражает интересы социальной группы, а включение этого признака в юридическое определение партии нужно исключить.

Этимологически «партия» означает «часть», «отдельность», элемент  политической системы.

Партия - это политическая общественная организация, которая  борется за власть или за участие  в осуществлении власти, это самое  распространенное определение, но кроме  него существует множество подходов к определению сущности политических партий:

· с точки зрения права (государственно-правовая теория) партия означает необходимость выполнения конкретных государственных и общественных задач;

· с точки зрения идеологической доктрины: партии - группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины, или  разделяющие сходные политические взгляды (Б. Констан);

· трактовка политической партии как выразителя интересов  определенных классов (марксизм);

· институциональное понимание  политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже);

· теория плюрализма, раскрывающая сущность политических партий при помощи исследования действий и взаимодействий партий и общественных объединений  в процессе формирования представительной власти, а также в принятии политических решений.

Кроме указанных подходов существует и ряд других: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится  заручиться поддержкой народа.

С принятием федерального закона «О политических партиях» в  российском праве появилось юридическое  понятие политической партии.

«Политическая партия - это  общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных политических акциях, выборах и референдумах.

2. Правовой статус политической партии

1. Основные положения.

Конституция Российской Федерации 1993 года гласит, что «каждый имеет  право на объединение, включая право  создавать профессиональные союзы  для защиты своих интересов». Свобода  деятельности общественных объединений  гарантируется, при этом «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Таким образом, в Конституции  не упоминается понятия политической партии, она гарантирует деятельность всех общественных объединений: профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе и политических партий.

В отличие от России большинство  современных демократических государств включило в основной закон положение о политических партиях. Это свидетельствует о признании особой роли, которую они играют в организации и осуществлении государственной власти.

При этом, однако, вопрос о  конституционализации политических партий, о придании им статуса конституционного института остается дискуссионным в западной политической и юридической литературе. Главный из аргументов состоит в том, что партии рассматриваются как практическое осуществление одного из основных прав человека- свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы. Другой довольно распространенный аргумент - конституционное признание политических партий означает включение их в сферу государственности.

Указанные аргументы нельзя признать полностью состоятельными. Конечно, «любое правовое регулирование  партий, в том числе и конституционное, является в определенной мере ограничением свободы объединения. Но эта свобода  не может быть абсолютной, как желалось бы сторонникам радикального либерализма. Придание партиям конституционного статуса призвано ввести их деятельность в правовые рамки (что необходимо, учитывая ту роль, которую они играют в политической жизни современного государства), предотвратить «использование свободы объединения в ущерб  демократии».

По моему мнению, Конституция  как основной закон должна закреплять основные положения, определяющие правовой статус политической партии и взаимоотношение  с государством, но при этом независимо от объема конституционного регулирования  политических партий, положения основного  закона - лишь основа их правового статуса, который детально регулируется иными  нормативными актами.

В настоящее время действует  Федеральный закон «О политических партиях» Принятие этого закона является очень важным шагом в развитии демократического общества России.

Вокруг данного закона шла острая полемика как в процессе принятия его (между первым и вторым чтениями депутаты внесли в президентский  проект почти полторы тысячи поправок, самые существенные из них исходили из отклоненных Думой четырех  альтернативных проектов), так и  после вступления его в силу.

По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для  деятельности политических партий; кроме  этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы.

Федеральный закон «О политических партиях» состоит из 10 глав. Предметом  его регулирования «являются  общественные отношения, возникающие  в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение  в политические партии и особенностями  создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации политических партий в  Российской Федерации».

Важным является то, что  закон практически дублирует  положение Конституции о праве  граждан на объединение, но при этом конкретизирует право на объединение  непосредственно в политическую партию.

Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с  требованиями настоящего закона. Закон  содержит и ряд иных принципов  деятельности политической партии: это  добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность.

В главе «Общие положения» сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального  отделения.

Затронут острый вопрос о  государстве, государственных органах, должностных лицах и их вмешательстве  в деятельность политической партии. Так, в соответствии со статьей 10 «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается» При этом «вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней».

При этом связь государства  и политических партий в России довольно значительна, особенно в период участия  партий в выборах и референдумах. Поэтому нужно подчеркнуть, что  значение избирательного законодательства в правовом регулировании деятельности политических партий велико.

Особый случай представляло до недавнего времени избирательное  законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».

Положение изменилось с принятием  в 1997 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права участия в референдуме  граждан Российской Федерации». В  отличие от ранее действовавшего законодательства в нем дается иное определение понятия «избирательного  объединения». Им является не любое  общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, а только политическое объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение).

Затем с принятием Федерального закона «О политических партиях» положение  опять поменялось. Теперь «политическая  партия является единственным видом  общественного объединения, которое  обладает правом самостоятельно выдвигать  кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в  органах государственной власти».

Наряду с участием в  избирательном процессе важнейшим  видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент  партиен по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий». Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.

Международные стандарты  так же повлияли на правовую базу законодательства о политических правах граждан, так  «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», гласит:

«Каждый человек имеет  право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы  и вступать в них для защиты своих интересов».

«Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены  законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности».

 

 

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Содержание законодательства об общественных объединениях Российской Федерации в целом соответствует  международным стандартам и механизмам в области обеспечения политических прав человека. В силу этого оно  не вступает в противоречие с международными обязательствами России в данной сфере (в частности, с положениями  Европейского комитета по правам человека), а, напротив, дополняет и детализирует их, вводя понятие «политической  партии».

Вместе с тем следует  признать слабую разработку в текущем  законодательстве РФ спектра политических прав и свобод граждан. Важно отметить, что они не нашли должного отражения, в первую очередь, в действующей  Конституции РФ.

Это особенно актуально в  свете статьи 4 Федерального закона «О политических партиях»: «Деятельность  политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами».

В этом смысле, при отсутствии даже упоминания о политических партиях  в Конституции страны, настоящий  закон призван восполнить образовавшийся вакуум в нормативном оформлении права граждан на объединение. Вместе с тем, в связи с образовавшимися  пробелами в тексте конституции, возникает необходимость внесения в нее соответствующих поправок. Однако аналитики сходятся во мнении, что действующий механизм внесения поправок в Конституцию РФ практически  не реализуем. Но нельзя забывать, что  чрезмерная регламентация, усложненность  процедуры легализации политических партий ведут к недопустимому  ограничению свободы объединения.

«И хотя нет и не может быть единой модели, общим должно стать требование ее соответствия разумному балансу между свободой объединения и конкретно обусловленной необходимостью ее ограничения». А такая тенденция прослеживается в действующем законодательстве.

Информация о работе Правовой статус политической партии