Правовоые аспекты регулирования государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВО.docx

— 53.51 Кб (Скачать)

Введение

    Развитию  законодательства о государственной  службе уделяется в настоящее  время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном, и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Однако, как уже выше излагалось, изменение ситуации привело к выделению службы в органах государственной власти и управлений - как особого рода государственной деятельности.

    Актуальность  данной темы, на мой взгляд, обусловлена  тем, что именно государственный  механизм является основным звеном в  структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции  зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма  приобретают одно из первостепенных значений. В соответствии с принципом  федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, должны в соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, организации государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

    Важным  этапом  в  правовом  регулировании  государственной службы стал  принятый 5 июля 1995 года федеральный закон «Об основах государственной  службы Российской Федерации». Закон вступил в  действие с 31 июля 1995 года. В сфере правового регулирования государственной службы до принятия этого закона существовали только законы, регулирующие непосредственно какие - либо отдельные виды  государственной  службы. Такими  нормативными актами  были,  например,  федеральный  закон  «О статусе  судей  в  Российской Федерации»  от  26  июля  1992  года; федеральный  закон  «О  прокуратуре  Российской  Федерации» и другие. Несомненно, эти  нормативные  акты  имеют  большое  значение,  но  до  принятия  основополагающего  закона  в  сфере  государственной  службы  существовал некоторый правовой вакуум. Закон  «Об  основах государственной  службы Российской Федерации» определяет основные принципы  государственной службы: виды  государственных  служащих,  государственных  должностей, классификацию государственных служащих, их права и обязанности,  гарантии  и  многое  другое. Закон  «Об основах  государственной  службы  Российской  Федерации»  является  главным  звеном  в  целостной  системе  правовых  актов  о  государственной  службе. 
 
 

ГЛАВА 1

1.1 Понятие государственной службы

    Под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная  деятельность  по  обеспечению  исполнения  полномочий  государственных  органов. Государственная  служба  включает  в  себя:

  1. федеральную государственную службу, находящуюся в ведении  Российской  Федерации;
  2. государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся  в их ведении.

    Государственная  служба  является  разновидностью  труда  работников государственных  органов. Государственный служащий исполняет   обязанности  по  осуществлению своих прав в целях  наилучшего  исполнения  обязанностей. В учебной литературе не имеется такого понятия  государственной  службы,  которое  может  стать  точным  и  однозначным  общепринятым  определением.

    Государственная  служба  понимается  в  широком  и  узком  смысле. Государственная  служба  в  широком  смысле  сводится  к  выполнению служащими  своих  обязанностей  (работы)  в  государственных  организациях: в  органах государственной  власти,  на  предприятиях,  в  учреждениях,  иных  организациях;  в узком  смысле — это выполнение  служащими своих обязанностей  в государственных органах.  Государственная служба  осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного  осуществления  деятельности  государственных  организаций. Государственная  служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания  прекращения  и  другие  вопросы  государственной  службы, образуют  правовой  институт  государственной службы. В него входят нормы различных отраслей  права. Административно-правовые  нормы,   регламентирующие  вопросы  государственной  службы,  составляют  часть  этого  института  и самостоятельный институт административного права.  Административное  право обслуживает прежде всего государственное управление. Оно  определяет административно - правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного  управления.

1.2 Классификация государственных должностей государственной службы. Квалификационные  разряды государственных служащих

    Государственные должности государственной  службы  подразделяются на следующие группы: высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);  главные государственные  должности  государственной  службы (4-я группа); ведущие государственные  должности  государственной  службы (3-я группа); старшие государственные  должности  государственной  службы (2-я группа); младшие государственные должности  государственной службы (1-я группа).

    Государственные должности  государственной  службы  подразделяются  по специализациям, предусматривающим  наличие  у  государственного  служащего  для исполнения  обязанностей  по  государственной  должности государственной службы одной специализации соответствующего  профессионального образования. Специализация государственных  должностей  государственной  службы устанавливается  в  зависимости  от  функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения  соответствующих государственных органов. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности  государственной службы, включаются требования к: уровню  профессионального образования с учетом  группы  и  специализации  государственных  должностей  государственной  службы;  стажу  и  опыту работы по специальности: уровню знаний Конституции Российской  Федерации, федеральных  законов,  конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих  должностных  обязанностей. Гражданам, претендующим  на государственную должность государственной службы, необходимо  иметь: 1) для высших и главных государственных должностей  государственной службы — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной  службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным  образованием  по специализации государственных должностей государственной службы; 2) для ведущих и старших  государственных должностей государственной службы — высшее  профессиональное образование по специальности «государственное  управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся  равноценным; 3) для  младших государственных должностей  государственной службы — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

    Решение о признании образования равноценным  принимается  федеральным  органом  по  вопросам  государственной  службы.  Другие  требования  к  государственным  должностям  государственной  службы  могут  устанавливаться  федеральными  законами  и  законами  субъектов  Российской  Федерации,  а  также нормативными  актами  государственных  органов —  в отношении государственных служащих  этих  государственных  органов.

    По  результатам  государственного  квалификационного  экзамена  или  аттестации  государственным  служащим  присваиваются  квалификационные разряды.

    Квалификационные  разряды  государственных  служащих  указывают  на соответствие  уровня  профессиональной  подготовки  государственных  служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к  государственным  должностям государственной  службы  соответствующих  групп.  Порядок  проведения  квалификационных  экзаменов,  присвоения  квалификационных  разрядов  и  сохранения  их  при переводе  на  иные  государственные должности  государственной службы, аттестации  государственных  служащих  устанавливается  федеральным  законом. Государственный  квалификационный  экзамен  может  быть  проведен  по  инициативе государственного служащего для присвоения ему по  результатам  указанного  экзамена  очередного  квалификационного  разряда  без последующего перевода на другую государственную должность  государственной службы. Государственным служащим могут быть  присвоены следующие квалификационные разряды: действительный государственный советник Российской Федерации первого, второго и третьего класса — государственным служащим, замещающим высшие  государственные должности государственной службы;  государственный советник Российской Федерации первого, второго и третьего класса — государственным служащим, замещающим главные государственные должности  государственной  службы;  советник  Российской  Федерации первого, второго и третьего класса —  государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности  государственной службы; советник государственной службы первого, второго и третьего класса — государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы; референт  государственной службы первого, второго и третьего класса — государственным служащим, замещающим младшие государственные должности  государственной службы. Присвоение квалификационных  разрядов действительных государственных советников Российской Федерации, государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации. Для отдельных видов государственной  службы  вводятся  другие  виды  квалификационных  разрядов,  воинские  звания,  дипломатические  ранги.

    Государственных  служащих  можно  поделить  на  должностных  лиц  и не должностных лиц. Должностные лица  могут быть  руководителями  или представителями власти.  Руководители  наделяются  линейной  властью по  отношению к подчинённым.  Представители власти  — служащие,  имеющие властные полномочия  публичного  характера,  также и распорядительную  власть  в отношении не  подчинённых им  лиц и организаций.  Представители власти имеют функциональную власть за рамками государственных органов над гражданами и организациями. Не  должностные лица  различаются на  два вида служащих: функциональные работники (не осуществляющие управленческие функции) и вспомогательный персонал. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

2.1 Права и обязанности  государственного  служащего.

Ограничения,  связанные с государственной  службой

    Государственный служащий имеет право на: 1) ознакомление с документами, определяющими его права и  обязанности по занимаемой  государственной должности государственной службы,  критерии  оценки  качества  работы и условия продвижения по  службе,  а также на  организационно  -  технические условия,  необходимые  для  исполнения  им  должностных  обязанностей; 2) получение  в  установленном  порядке  информации  и  материалов,  необходимых  для исполнения  должностных  обязанностей; 3) посещение в установленном порядке для исполнения  должностных обязанностей  предприятий,  учреждений  и организаций независимо  от  форм  собственности; 4) принятие  решений и участие в их подготовке  в соответствии  с должностными  обязанностями; 5) участие по своей инициативе  в конкурсе  на  замещение вакантной государственной должности государственной службы; 6) продвижение по  службе,  увеличение  денежного содержания  с учетом  результатов и стажа его работы,  уровня  квалификации; 7) ознакомление  со  всеми материалами своего  личного дела,  отзывами  о своей деятельности  и другими документами до  внесения  их  в личное  дело, приобщение  к личному делу  своих объяснений; 8) переподготовку  (переквалификацию) и повышение  квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; 10) проведение по его требованию  служебного расследования для опровержения сведений, порочащих  его  честь  и  достоинство; 11) объединение  в  профессиональные союзы (ассоциации)  для  защиты  своих  прав,  социально - экономических  и профессиональных  интересов; 12) внесение предложений по  совершенствованию государственной службы  в любые инстанции. 

    Государственный служащий вправе обратиться  в  соответствующие  государственные  органы  или  в  суд  для  разрешения  споров,  связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных  характеристик,  приема  на  государственную  службу,  ее  прохождения, реализации  прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы,  дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного  служащего,  увольнения  с государственной службы.

Информация о работе Правовоые аспекты регулирования государственной службы