Правовые основы организации (построения) органов исполнительной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции.

Содержание

Вопрос 1…………………………………………………………………………3
Вопрос 2…………………………………………………………………………16
Задача 3………………………………………………………………………….17
Список использованных источников и литературы………………………….19

Работа содержит 1 файл

админестротивное право.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

На базе изложенной информации по вопросу о соотношении компетенции  Российской Федерации и ее субъектов в области государственного управления возможны следующие выводы:

а) к ведению Российской Федерации отнесено решение основных вопросов организации государственного управления на федеральном уровне;

б) к ведению субъектов  Федерации отнесено решение вопросов организации государственного управления на региональном уровне.

4. Законность - один из  ведущих принципов организации  и деятельности органов исполнительной  власти. Свои исходные начала  он берет из Конституции РФ, федеральных законов, конституций  и уставов субъектов Федерации  и их законодательства (см., например, ст. ст. 15, 76 Конституции РФ).

5. Для организации и  деятельности органов исполнительной  власти существенное значение  имеет также принцип экономичности.  Его значимость определяется  тем, что механизм реализации  исполнительной власти крайне  много структурен и оснащен, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления. Так, в 2004 г. Правительством РФ упразднено 147 координационных, совещательных, иных органов и групп, действующих при нем. За период с 1992 г. неоднократно проводились перестройки системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, также преследующие цель экономии средств федерального бюджета. Однако все эти и иные меры должного эффекта пока не приносят.

6. В настоящее время  ранее стоящий во главе угла  принцип сочетания централизации  и децентрализации может быть  понят через содержание принципа  федерализма.

Тем не менее, сейчас серьезно звучит требование о необходимости  укрепления управленческой вертикали. Однако законодательство, а также  подзаконные нормативные акты почти  не содержат административно-правовых норм, реально способствующих этому  закономерному процессу. Указанная  вертикаль, выражающая субординационность связей между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, продолжающаяся вплоть до тех объектов, на которые призвана оказывать повседневное упорядочивающее воздействие, практически просматривается лишь в рамках отдельных, традиционно централизованных отраслей управления (например, оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, некоторые транспортные комплексы). Одноименные исполнительные органы Российской Федерации и ее субъектов (например, в области здравоохранения, образования) не связаны организационно-правовой соподчиненностью. Кроме того, не фигурируют сейчас в качестве непременного звена единой управленческой системы местные исполнительные органы.

7. Учет особенностей управляемых  объектов - принцип управления, учитывающий  современные особенности сферы  государственного управления, в  которой наряду с государственными  объектами функционирует множество  негосударственных, в основном  коммерческих, структур, включая частные.  На этой основе в механизме  реализации исполнительной власти  происходит отбор различных методов  управляющего воздействия (ограничение  средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.).

8. Гласность предполагает  широкое обнародование через  средства массовой информации  процесса и результатов работы  органов исполнительной власти.

9. В числе действующих  принципов называются также: народовластие;  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина; ответственность.  Сущность этих принципов, равно  как и социально-юридическая значимость, очевидны.

Рассмотрев понятие, виды и принципы деятельности органов  исполнительной власти, можно прийти к анализу их действующей системы. Однако в качестве предварительного условия необходимо уяснить роль главы нашего государства - Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти: общетеоретическая  и законодательная характеристика.

Правительство является высшим исполнительным органом государственной  власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и  возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и нормативные  указы Президента РФ. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" принят 17 декабря 1997 г. (с изменениями и дополнениями).

Деятельность Правительства  направлена на осуществление в пределах своих полномочий: организации исполнения Конституции, законов, указов Президента, международных договоров России; систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; принятие мер по устранению нарушений законодательства.

Правительство - коллегиальный  орган, состоящий из Председателя, заместителя  Председателя и федеральных министров. В принципе возможно включение в  состав Правительства не только федеральных  министров, но и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (например, статус федерального министра имеет директор Федеральной  службы безопасности Российской Федерации).

Председатель Правительства  назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Его  освобождение от должности также  осуществляется Президентом по собственной  инициативе, по заявлению Председателя Правительства об отставке либо в  случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент уведомляет обе палаты Федерального Собрания об освобождении Председателя Правительства  от должности в день принятия решения. Установлено, что освобождение от должности  Председателя одновременно влечет за собой отставку Правительства в  целом. До назначения нового Председателя Правительства Президент вправе поручить исполнение его обязанностей на срок до двух месяцев заместителю  Председателя. В случае временного отсутствия Председателя Правительства  его обязанности исполняет его  заместитель.

Заместитель Председателя Правительства  и федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ по предложению  Председателя Правительства. Заместитель  Председателя Правительства и федеральные  министры вправе подавать заявления  об отставке.

Полномочия Правительства  широки и многообразны. Одно из основных полномочий связано с руководством работой федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти, с контролем за их деятельностью. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения об этих органах, штаты и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок назначения и деятельности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве; утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство вправе учреждать  организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также  органы при Правительстве, а также  их упразднять.

В числе общих полномочий Правительства: организация реализации внутренней и внешней политики страны; регулирование в социально-экономической  сфере; формирование федеральных целевых  программ и обеспечение их реализации; реализация предоставленного ему права  законодательной инициативы.

Наиболее наглядно полномочия Правительства проявляются в  различных сферах социально-экономической  жизни страны.

Так, в сфере экономики  Правительство осуществляет регулирование  экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей и т.п.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство: обеспечивает проведение единой политики в названной сфере; разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и  регулирует налоговую политику; обеспечивает совершенствование банковской системы; осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль; разрабатывает  и осуществляет меры по проведению единой политики цен и т.п.

В социальной сфере Правительство: обеспечивает проведение единой государственной  социальной политики; разрабатывает  программы сокращения и ликвидации безработицы и бедности, обеспечивает их реализацию; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения и т.п.

В сфере образования, науки, культуры Правительство: разрабатывает  и осуществляет проведение единой государственной  политики в области образования, меры государственной поддержки  развития науки и культуры и т.п.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство: организует деятельность по охране и  рациональному использованию природных  ресурсов, регулированию природопользования; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий и т.п.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью  Правительство: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по охране собственности, общественного  порядка, по борьбе с общественно  опасными явлениями и т.п.

В сфере обеспечения обороны  и государственной безопасности Правительство: осуществляет необходимые  меры в указанной сфере; организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы России; руководит гражданской обороной и т.п.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство: обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; осуществляет государственное регулирование  и государственный контроль внешнеэкономической  деятельности и т.п.

Особенности деятельности Правительства  в условиях военного или чрезвычайного  положения определяются федеральными конституционными законами.

Свои широкие полномочия Правительство реализует, в частности, через свои правовые акты.

На основании и во исполнение Конституции РФ, законодательства и  нормативных указов Президента Правительство  издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

При этом акты, имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим  вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Обе формы правовых актов подписываются  Председателем Правительства и  обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования этих актов считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального  характера, подлежат официальному опубликованию  не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого обнародования доводятся  до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самим  Правительством не предусмотрен иной порядок. Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

 

Правовые акты Правительства  могут быть обжалованы в суд.

 

Правительство вправе принимать  акты, не имеющие правового характера (например, обращения, заявления).

Законодательство о Правительстве  значительное внимание уделяет организации  его деятельности. Так, специально закреплены полномочия Председателя Правительства  по организации его работы. Он возглавляет Правительство, определяет основные направления его деятельности, организует его работу; представляет Правительство в Российской Федерации и за ее пределами; ведет заседания Правительства; подписывает его акты; распределяет обязанности со своим заместителем, в соответствии с которыми определены сферы непосредственной координации и контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, закрепленные за каждым из них.

Информация о работе Правовые основы организации (построения) органов исполнительной власти в РФ