Президенский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный контроль, как неотъемлемая часть государственного управления, в конечном счете, направлен на достижение целей управления, решение задач, стоящих перед государством. Когда идет речь о государственном контроле, акцент, в первую очередь, должен делаться на то, какие органы определены в качестве субъектов контроля, в какой мере объекты контроля выполняют свое социальное назначение, обеспечивают стабильное функционирование государства и общества, общенациональные интересы.

Содержание

Введение
1. Контроль как средство обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
2. Понятие, содержание и виды контроля в государственном управлении
3. Сущность президентского контроля в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач административное.docx

— 50.34 Кб (Скачать)

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация, например) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.

Сущность контроля за деятельностью  органов исполнительной власти заключается  в том, что уполномоченные на то государственные  органы (законодательной, исправительной, судебной власти) и общ. орг., используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли деятельности подконтрольных органов исп.

Власти и их должностных лиц нарушения законности, устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности.

Контроль, как способ обеспечения  законности характеризуется признаками:

  • Между контролирующим органом и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности.
  • Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого.
  • Контролирующий наделяется правом отменять решения контролируемого.
  • Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные право нарушения.

Различают следующие виды контроля:

  • президентский,
  • контроль органов исполнительной власти,
  • контроль органов законодательной власти, контроль органов судебной власти.

Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и  экономного расходования средств, поддержание  стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственого регулирования.

Его основные принципы:

  • законность,
  • объективность,
  • независимость,
  • гласность,
  • экономичность,
  • сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Сущность государственного контроля:

  1. деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
  2. наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
  3. получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
  4. соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;
  5. принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
  6. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
  7. применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
  8. организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

В зависимости  от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости  от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости  от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости  от временного режима контрольной деятельности - постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости  от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

В зависимости  от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой  контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

Отраслевой  контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сущность президентского контроля в Российской Федерации

 

 

Известно, что сущность всегда составляет основу любого объекта познания, потому что отражает внутренние содержательные характеристики и отношения, проявления, стороны .Можно считать, что это определение относится и к президентскому контролю.

Речь идет о реализации в соответствующем  правовом и организационном поле президентского контроля в России, о том, насколько эффективно, например, глава государства, исходя из конституционных  полномочий, имеет возможность контролировать деятельность органов исполнительной власти. При этом по основным вопросам автор высказывает личное мнение.

Чтобы определить сущность президентского контроля, необходимо выделить характерные  признаки составляющих его элементов, которые позволяли бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди иных близких  понятий, каковыми являются контроль, надведомственный контроль и т.п.

Термин "контроль" в научной  и практической деятельности употребляется  достаточно часто. Трудно найти автора, исследующего проблемы социального  управления, который в той или  иной мере не затрагивал бы цели, задачи, функции, принципы контроля, компетенции  контрольных органов. Такое частое обращение к понятию контроля формирует мнение о достаточной  изученности сущности этого понятия.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ.

И хотя прямо Конституция  РФ не говорит о президентском контроле, эта возможность неразрывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ; отменять акты Правительства РФ; назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военачальников, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и других должностных лиц; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и главным образом через Администрацию Президента РФ, многие структурные подразделения которой вправе контролировать определенные направления работы федеральных органов и органов субъектов РФ.

Важным звеном в системе  Администрации Президента РФ, активно осуществляющим контрольные полномочия, является Контрольное управление Президента Российской Федерации. Это управление является структурным подразделением Администрации Президента РФ. Контрольное управление Президента действует с первых дней существования Администрации Президента, учрежденной 19 июля 1991 г. Приоритеты в деятельности Контрольного управления определяются Президентом и Руководителем его Администрации.

Основными задачами Управления являются:

  • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
  • контроль за реализацией общенациональных проектов;
  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
  • контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ;
  • информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Основными функциями  Контрольного управления являются:

  • организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;
  • рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента РФ и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;
  • осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации Президента РФ;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ контроля за исполнением сметы Администрации Президента РФ;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;
  • участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
  • участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.

Управление для  осуществления своих задач и  функций имеет право:

  • создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;
  • направлять работников Управления на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • вносить в установленном порядке предложения Президенту РФ, в Правительство РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
  • вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
  • направлять в органы прокуратуры РФ, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;
  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
  • пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;
  • привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Информация о работе Президенский контроль