Принципы и постулаты классической (административной) школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение становления классической школы менеджмента. Задачи курсовой работы:
изучить сущность и основные положения классической (административной) школы менеджмента;
рассмотреть основные положения концепции Файоля;
проанализировать идеи представителей классической школы менеджмента.

Содержание

Введение ……………………………….…………………………………………4
Сущность и основные положения классической школы …………………….5
Принципы и постулаты классической (административной) школы ……… 8
2.1. Основные положения концепции Файоля …………………………………..8
2.2. Принципы управления Файоля ……………………………………………..15
Последователи классической школы ……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ классическая школа менеджмента.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Пять  обязательных общих функций Файоля

     Заслуга Файоля заключается в том, что  он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой  сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к  управлению конкретным предприятием (организацией).

     Файоль  рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать  особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельности по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п.

     Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

  1. Предвидение (планирование) –  разработка программы действий

     предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десть лет) и на текущий  период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления.

     Основное  место в предвидении отводиться разработке программ действий, под  которой он понимал «конечную  цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

     Для разработки программы действий необходимо знание:

  • ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, коньюктура рынка и т. д.);
  • ведущих направлений развития предприятия;
  • возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

     Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

  • искусства управлять людьми;
  • известного нравственного мужества;
  • большой активности;
  • достаточной устойчивости;
  • известной компетентности в производственной области;
  • наличие достаточного опыта в делах.
  1. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль

     понимал обеспечение его всем необходимым  для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение  предприятие необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии [1, с.18].

     Управление  людьми (социальный организм) включает следующие

     обязанности:

    • установление программы действий, определение задач, цели и потребности предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;
    • наблюдение за выполнением программы;
    • осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;
    • правильный подбор административного аппарата;
    • точное определение функций;
    • согласование усилий для выполнения намеченной работы;
    • ясное, отчетливое и точное формулирование решений
    • поощрение ответственности и инициативы;
    • справедливое вознаграждение за труд;
    • предупреждение ошибок и недоразумений;
    • обязательное соблюдение дисциплины;
    • подчинение личных интересов интересам предприятия;
    • единство распорядительства;
    • всеобщий контроль;
    • борьба с злоупотреблениями в регламентации с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т. д.

     Все указанные обязанности являются справедливыми и в настоящее время. Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

  1. Распорядительство. Его цель – извлечение наибольшей пользы и

     выгоды  из подчиненных руководителю работников  в интересах предприятия в  целом.

     По  Файолю, руководитель, исполняющий  функции распорядительства должен придерживаться следующих правил:

  • знать в совершенстве подчиненных ему работников;
  • увольнять неспособных работников;
  • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
  • подавать положительный пример;
  • периодически проводить инспектирование социального организма предприятия;
  • проводить совещание с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
  • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
  • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.
  1. Координирование. Его главная цель – достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.

     Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

  1. Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в

     соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия. Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управлении (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

     Файоль  отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область  управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и  контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами: 1) с распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления; 2) тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

     На  основе выделения основных функций  в 1923 г. Файоль дал определение понятию  «управление». Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – заставлять персонал надлежаще работать; координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

     Управление  Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением. Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д. [17, с.118].

     

  • Принципы  управления Файоля:
    1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему  и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так управленческого  труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.
    2. Полномочия и ответственность. Полномочия – это право

         распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право  направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий.

         Ответственность представляет собой обязательство  выполнять задания и обеспечивать удовлетворительное завершение.

         Полномочия  являются инструментом власти. Под  властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (право) должны соответствовать ответственности.

    1. Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения

         соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушении дисциплины к работникам могут применяться санкции.

         Файоль  считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

    1. Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен

         получать  распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

         Сформулировав этот принцип, Файоль пошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который  считал, что рабочие могут подчиняться  разным функциональным руководителем.

    1. Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь планы одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством.
    2. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим.

         Интересы  одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия  и не должны превалировать над  ними. В случае возникновения противоречий в интересах задачей руководителя их примирение.

    1. Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую заработную плату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.
    2. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто

         определенное  соответствие между централизацией и децентрализацией, которые зависят от его размеров и конкретных условий деятельности.

    1. Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь – это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). Склярная цепь определяет подчинение работников. Рациональная структура управления организацией требует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.
    2. Порядок. Файоль подразделял на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место – для всего и все – на своем месте».
    3. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и

    Информация о работе Принципы и постулаты классической (административной) школы