Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.

Работа содержит 1 файл

надзор.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Теоретический вопрос

     Принципы  организации и деятельности прокуратуры.  

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. 

Основными принципами организации и деятельности прокуратуры Российской федерации являются: 

  1. Принцип централизации.  Данный принцип  в первую очередь относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем указанный принцип имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора.   Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры — руководители прокуратур на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.   Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно Исходя из принципа централизации каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненными прокурорами.   Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура — это единая федеральная система территориальных специализированных (военные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру — Генеральной прокуратуре РФ. 
  2. Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.   Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора в установленных законодательством случаях.   Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные решения.   Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.   Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора в установленных законодательством случаях.   Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные решения.
  3. Принцип законности. Этот принцип — необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Законность — один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.   Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий.
  4. Принцип независимости.  Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений. Это положение закона имеет принципиальное значение.   Сущность принципа независимости прокурорского надзора в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов государственного управления.   Независимость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Организационные мероприятия по осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.
  5. Принцип гласности. Он закреплен в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.   Одна из форм реализации названного принципа прокурорского надзора закреплена в п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.   Из Закона о прокуратуре вытекает, что прокуратура информирует органы государственной власти не только о состоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы по ее укреплению. В названной статье Закона говорится только о деятельности Генерального прокурора РФ, но на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие, естественно, на своем уровне полномочий, также постоянно информируют местные органы власти о результатах своей работы.   Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Задача 1:

Завод пластмасс г. Кемерово систематически сбрасывал в реку, являющуюся источником снабжения города питьевой водой, сточные воды от производства. В результате загрязнения водоема наличие вредных для человека веществ в десятки раз превысило предельно допустимые нормы и представляло реальную угрозу здоровью жителей г. Кемерово, что подтверждено заключением санитарно-эпидемиологической службы города. Жители города направили прокурору района, по месту нахождения предприятия, коллективную жалобу и потребовали прекратить сброс неочищенной воды в реку и привлечь к ответственности руководителей завода. Прокурор района по результатам проверки жалобы внес директору завода пластмасс представление, в котором потребовал принять соответствующие меры для прекращения сброса неочищенных сточных вод, установки соответствующих очистных сооружений и решения вопроса об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства, повлекшем загрязнение реки.

К компетенции территориальной или природоохранной прокуратуры относится разрешение данной жалобы? По каким критериям происходит разграничение компетенции территориальных и специализированных  прокуратур. Определите, в данной конкретной ситуации, предмет и объект прокурорского надзора.

Ответ:

Компетенция прокуроров территориальной и природоохранной  прокуратуры определяется Приказом Генерального прокурора РФ № 84 от 07.05.2008 года «О разграничении полномочий прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»

Согласно  п. 2.3 данного приказа к полномочиям  природоохранной прокуратуры относится: - надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.

Также в данном Приказе указано, что при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации  специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации,  возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.

Из всего  вышеизложенного следует, что жители должны были обратиться с Жалобой в природоохранную прокуратуру. Однако в случае если по месту нахождения Завода отсутствует Природоохранная прокуратуру, горожане могли обратиться в прокуратуру соответствующего района . 

Предмет прокурорского  надзора в данной ситуации – проверка соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации Заводом пластмасс г. Кемерово. 

Объект прокурорского надзора – завод пластмасс г. Кемерово.

 

Задача 2:

Помощник прокурора  района, участвуя в рассмотрении дела в районном суде в качестве государственного обвинителя, поддержал ходатайство адвоката о назначении экспертизы и дал соответствующее заключение. Суд отклонил ходатайство и продолжал рассмотрение дела. По окончании судебного следствия обвинитель, полагая, что без проведения экспертизы невозможно правильно разрешить возникшие вопросы, вновь, но уже со стороны обвинения, заявил ходатайство о производстве экспертизы, однако и в данном случае суд  ходатайство отклонил и, завершив судебное следствие, перешел к прениям сторон. В своей речи прокурор подтвердил свою позицию, высказавшись в целом по тем вопросам, которые должны быть освещены в речи. Кроме того, он указал, что вынесение приговора без проведения экспертизы невозможно. Мнение прокурора поддержал и адвокат, заявивший, что на основании представленных доказательств подсудимый должен быть оправдан. Суд постановил обвинительный приговор.

Каково процессуальное положение прокурора в уголовном процессе в суде первой инстанции? Правильна ли в данном случае позиция государственного обвинителя в ходе судебного следствия и в прениях сторон. Как следует поступить прокурору после вынесения приговора? Подготовьте  проект соответствующего  правового акта.

Ответ:

Прокурор является должностным  лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В этой связи прокурор рассматривается законодателем  как участник процесса со стороны обвинения. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Так как одним из основополагающим принципом в работе прокурату является принцип соблюдения законов, в данной ситуации помощник прокурора обязан будет принести кассационный протест на необоснованный приговор суда (ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Кассационный  протест (образец)

В судебную коллегию 

по уголовным  делам суда 

Суда Субъекта Федерации 

От помощника  прокурора 

Ф.И.О.  
по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ по уголовному делу № 

в отношении  Иванова И.И.

Кассационное  представление

 
Приговором федерального судьи по делу №_________  от ___________ года  
 
Иванов И.И. уроженец ________________, не работающий/ работающего, проживающий по адресу: _______________, образование _________, семейное положение ____________, ранее судимый/ несудимый:  
Судом установлено, что 27.12.2008 г. в период времени с 12 часов 40 минут до 12 часов 50 минут, Иванов , находясь __________, умышленно, из корыстных побуждений, с целью обращения имущества в свою собственности, путем свободного доступа, воспользовавшись тем, что в кабинете № 100 никого нет, тайно похитил имущество Петровой Е.Б. на общую сумму 5 000 рублей, причинив потерпевшей значительный материальный ущерб. 

Иванову назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 

Вина Иванова  в совершении указанного преступления доказана не в полном объеме, на стадии следствия его действиям дана неверная юридическая квалификация.  
При данных обстоятельствах, приговор районного суда от ___________ года является незаконным и подлежит отмене. 

На основании  изложенного, руководствуясь ст. 354 ч. 4, ст.379 ч. 1 п. 4, ст.383 УПК РФ, 

ПРОШУ:  
 
1. Приговор районного суда от ________ года в отношении Иванова И.И. ___________ года рождения – отменить. 

2. Направить  уголовное дело в тот же  суд на новое рассмотрение  иному судье.  
 
Помощник прокурора 

классный чин  Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. ФЗ «О прокуратуре РФ»
  2. УПК РФ
  3. Приказ Генерального прокурора РФ № 84 от 07.05.2008 года «О разграничении полномочий прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»
  4. Прокурорский надзор (Учебник под редакцией Ю.Е. Винокурова)

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры