Проблемы местного самоуправления в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:33, реферат

Описание работы

У нас сейчас в республике формирование институтов местного самоуправления совпало с процессом децентрализации власти. В теоретическом плане децентрализация понимается как процесс передачи ответственности за планирование и реализацию ресурсного обеспечения, распределения и др. компонентов процесса социального управления от высших органов власти к тем или иным структурам.

Работа содержит 1 файл

Проблемы местного самоуправления.docx

— 19.14 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМЫ  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

 

     У нас сейчас  в республике формирование институтов  местного самоуправления совпало  с процессом децентрализации  власти. В теоретическом плане  децентрализация понимается как  процесс передачи ответственности  за планирование и реализацию  ресурсного обеспечения, распределения  и др. компонентов процесса социального  управления от высших органов  власти к тем или иным структурам.

     Некоего единого  субъекта децентрализации – получателя  этой ответственности – не  существует. Передача происходит  к нижестоящим государственным  и иным структурам публичной  власти с республиканского уровня  на региональный уровень и  еще ниже.

     Процесс децентрализации принимает многообразные формы и охватывает различные сферы, как, например, политическую сферу принятия решения и передачу ответственности гражданам и их законным представителям и органам. Есть децентрализация административная в виде реформы иерархических отношений внутри государственного аппарата исполнительной вертикали.

    В транзитных государствах децентрализацию следует понимать как необходимый компонент процесса демократизации. Данный процесс предполагает переход от структур и институтов обществ,неориентированных на активное и реальное участие граждан в управлении делами общества, к обществам, основанным на инициативе и ответственности отдельного человека.

    Таким образом, для стран переходного периода децентрализация – это способ изменения существенных характеристик общества, приближение власти к обществу и людям, и, следовательно, рост влияния граждан на власть через соответствующие институты гражданского контроля.

     Ясно одно, что задача децентрализации не может быть решена так быстро, она предполагает несколько этапов. Вместе с тем она предусматривает и децентрализацию местных бюджетов. Данный процесс в республике обусловлен двумя основными блоками причин.

     Первый блок составляют политические факторы: а) продолжение поэтапного процесса демократизации в республике; б) неэффективное решение местными органами управления проблем на местах. Например, когда региональные власти не способны решить проблемы населения, что заставляет обращаться к Президенту страны.

     Так, на первом этапе реформ для успешного решения вопросов, стоявших тогда перед государством, была необходима сильная власть и строгая вертикаль исполнительных органов. В настоящее же время,как подчеркивает сам Президент страны, существующая вертикаль может выступить тормозом для углубления процесса демократизации. Поэтому предполагается введение институтов местного самоуправления и выборности акимов, которые будут решать повседневные проблемы населения.

      Во второй блок входят экономические факторы: а) необходимость смены принципиального подхода к осуществлению бюджетного выравнивания; б) реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами;

в) улучшение системы межбюджетных трансфертов.

      В связи с этим для нашей республики возможны два пути децентрализации.

      1. Передача определенных полномочий региональным властям, т.е. областным и районным акиматам.

      2. Развитие институтов местного самоуправления, которые предоставят возможность населению

принимать участие в решении  своих проблем.

       В первом случае не исключено, что существенных улучшений в решении проблем населения соответствующей области это не внесет, тогда как вполне реальной перспективой может стать установление так называемого «режима акимов».

        Поэтому наиболее приемлемым на сегодняшний день является развитие институтов самоуправления, проект которого в настоящее время дорабатывается, а также введение выборности сельских, поселковых, аульных акимов.

        Дискуссии о формировании органов местного самоуправления, о модели, которая возможна у нас в республике, идут довольно давно. Предлагаются различные схемы и механизмы функционирования.

Впервые была сделана попытка определить его структуру, был разработан проект закона об органах местного самоуправления. Но в силу жесткой критики со стороны общественности законопроект был отозван на доработку.

       Однако следует знать, какими ресурсами мы располагаем и какими ограничениями мы связаны для достижения цели – формирования местного самоуправления у нас в республике.

       В теории местное самоуправление определяют как разновидность власти, которая формируется выборным путем и осуществляется в компактных (с точки зрения территории и численности населения) сообществах с целью оказания их населению коммунальных и социальных услуг, а также частично

осуществляется самим  населением.

       Выделяются следующие аргументы в пользу институтов местного самоуправления. Во-первых, это эффективность. Органы самоуправления решают местные задачи в целом эффективнее, нежели структуры государственной власти, формируемые сверху. Кроме того, знание местной специфики выбираемыми руководителями, а также отсутствие жесткой подчиненности вышестоящим инстанциям.

       Во-вторых, ответственность местных сообществ перед населением, тем самым уделяется первостепенное внимание нуждам жителей соответствующей территории.

       В-третьих, восприимчивость к интересам и инициативам общественных объединений и организаций, совместное решение возникающих проблем.

       Следовательно, введение институтов местного самоуправления – это путь к свободному гражданскому участию населения в выборе направленности местного развития. Поэтому не зависимо от того,

на каких принципах  кристаллизуется политический режим, без инициативы граждан государству  не обойтись.

       Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Акиматы входят в единую систему исполнительных органов республики, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и

потребностями развития соответствующего региона.

       Основными функциями органов местного государственного управления являются: обеспечение развития соответствующей территории на основе разрабатываемых планов, экономических и социальных программ; обеспечение социальных потребностей населения, формирование и исполнение местного бюджета.

       Второй нормативный акт в силу того, что вызвал очень много споров, был отозван. В данном проекте Закона дается следующая интерпретация: «местное самоуправление понимается как форма реализации власти народа, осуществляемая посредством самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения территориальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан» /2/.

      Местное самоуправление, согласно правовому акту, будет осуществляться населением местных сообществ непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

      Анализ ситуации в этой сфере будет проводиться на основе предложенного законопроекта. В нем было предусмотрено введение жамиятов и кенеши. Жамият выступает как исполнительный орган, его

возглавляет выбранный населением соответствующего населенного пункта жетекши. Роль представительного органа выполняют кенеши /3/.

      В настоящее время существуют проблемы, представляющие угрозу для формирования и развития местного самоуправления. Во-первых, необходимо определение ниши, которую будут занимать органы местного самоуправления совместно с органами местного управления, так как у нас в республике местные органы власти, возглавляемые акимами, выполняют множество функций, которые в других странах отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

       В этой связи, возможно, следует предусмотреть действие местных органов управления на областном и районном уровнях. В соответствии с этим отменить должность акима сельского, поселкового и аульного округов, так как будет дублирование их функций с полномочиями жетекши.

       Следующей проблемой выступает отношение между районом и находящимися на его территории поселками; отсутствие в предложенном законопроекте четкого разделения функций между этими субъектами.

        Кроме того, следует выделить проблему крупных городов. Местные сообщества могут образовываться в пределах территории городов (города республиканского значения, столицы и города областного значения), города районного значения. Власть в крупных городах отчуждена от населения примерно в той же степени, что и в небольшом государстве. Не предусмотрено создание самоуправляющихся сообществ на внутригородских территориях, в соответствии с этим встает вопрос о взаимоотношении

жетекши внутригородских сообществ с акимами городов.

         Таким образом, сегодня вновь и вновь перед принятием Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Казахстане речь идет о правах и полномочиях представительной и исполнительной власти на местах. Также важной задачей является приведение системы межбюджетных отношений в соответствие с той ролью, которое местное самоуправление должно играть в жизни страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

 

1. Жиренчин К., Ахметов М. Развитие института местного

самоуправления в законодательстве современного

Казахстана // Саясат, 1998, № 7. – С. 61-62.

2. Проект Закона «О  местном самоуправлении в Республике

Казахстан» // www.navigator.kz/ – 17 января 2000 г. – Ст. 1.


Информация о работе Проблемы местного самоуправления в Казахстане