Процесс формирования правового государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации. Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

Содержание

Введение. - 3 -
Глава 1. Учение о правовом государстве. - 7 -
1.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве - 7 -
1.2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства. - 10 -
1.2.1. Понятие правового государства. - 10 -
1.2.2. Признаки правового государства. - 11 -
1.2.3. Пути формирования правового государства и его основы. - 20 -
Глава 2. Соотношение государства и гражданского общества. - 22 -
Глава 3. Правовое государство в современной России. - 26 -
3.1. Идеи правового государства в России - 26 -
3.2. Практика становления правового государства в России. - 34 -
Заключение. - 39 -
Список использованной литературы: - 40 -

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

       Правовое  государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.6

       Правовое  государство по Гегелю является живым  организмом, обеспечивающим цели и  интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.7

       Правовое  государство – объективная необходимость  и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации  общества и управления им.

       Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

1.2.2. Признаки правового государства.

 Основными признаками правового государства  являются: 

Разделение  властей; 

  • Верховенство закона;
  • Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; 
  • Социальная и юридическая защищенность личности;  
  • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;  
  • Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; 
  • Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; 
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
  • Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • Верховенство и прямое действие конституции; 
  • Единство прав и обязанностей граждан. 
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

       Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать.8

       а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает  соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.9 Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

       Разделение  властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

       В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле  деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.10

       Существенный  признак исполнительной власти — ее универсальный и предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности, милиции.

       Исполнительная  власть — это вторичная подзаконная  ветвь государственной власти, имеющая  универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение  исполнения законов и других актов законодательной власти.11

       Исполнительная  власть на местах осуществляется посредством  либо назначаемых центром местных  органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления.

       Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — конституции.

Эта ветвь  власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета.  Есть и распорядительные функции — формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

       Судебная  власть играет особую роль, как в  механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

       Судебная  власть — специфическая, независимая  ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

       б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми.12 Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства.13                              

       Закон — это принятый в особом порядке  первичный правовой акт по основным вопросам жизни страны, непосредственно  выражающий государственную волю и  обладающий высшей юридической силой.

       По  своему значению закон является правовым актом первичного характера, то есть юридическим предписанием, которое  представляет собой отправное начало всей правовой системы государства. По своим юридическим свойствам  закон представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

       Законы  образуют ядро, стержень правовой системы  государства. Все это и предопределяет верховенство закона — важнейшего требования законности.

       Верховенство  закона — именно требование законности и один из признаков действительно правового государства. Поэтому это должно соблюдаться в работе правоохранительных органов. Соблюдение этого требования в частности охватывает следующие основные моменты:

       а) существенность законодательства — законодательство должно быть посвящено действительно решающим и коренным вопросам жизни страны;

       б) полнота законодательства — в законах должны быть с максимальной точностью урегулированы все вопросы, требующие законодательного решения;

       в) непререкаемость законодательства — строгое соблюдение высшей юридической силы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону;

       г) совершенство законодательства по его содержанию — его устойчивость, систематическое обновление и др.;

       д) культура законодательства (юридическое совершенство) — его кодифицированность, широкое применение достижений юридической техники, обеспечивающее правильное и единообразное понимание законов.

       В правовом государстве все подвластно закону: и граждане, и должностные  лица, и органы власти и управления, и само государство.

       Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым  гарантирует защищенность общества  и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

       Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.14

       в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

       Правовое  государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так и называется “Права и свободы человека и гражданина”. В этой главе утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод.15

       В этой же главе отражены некоторые  принципы правосудия: презумпция невиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление.

В статье 56 установлено, что в период чрезвычайного положения могут ограничиваться некоторые права человека, кроме основных.

       Вопрос  о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Свобода человека может стать только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободу другого.

Информация о работе Процесс формирования правового государства в России