Производство по делам об административных нарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ является то, что в нем хотя и упоминается понятие административного расследования, однако его определения не дается. На наш взгляд, в КоАП РФ необходимо раскрыть содержание некоторых терминов, в том числе административного расследования. В России сделана попытка восполнить этот пробел Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в котором дано понятие административного расследования. «Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление».
Анализ ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель рассматривает административное расследование как совокупность процессуальных действий. Однако названо лишь одно процессуальное действие – экспертиза и добавлено: «или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат». Законодатель при этом не уточняет, какие иные процессуальные действия имеются в виду. Нам представляется, что это очень существенная недоработка Кодекса РФ об административных правонарушениях. В упоминавшемся уже Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. указано, что «проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности».
В ст. 28.7 КоАП РФ приведен исчерпывающий перечень правонарушений, по которым может проводиться административное расследование. Однако на практике возникает необходимость проведения административного расследования и в других, не указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, случаях. В первую очередь тогда, когда отсутствуют сведения о лице, совершившем административное правонарушение, предусмотренное, например, ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение). Необходимость проведения административного расследования имеется и в других случаях, когда без получения объяснений от правонарушителя нельзя сделать вывод о наличии в его действиях всей совокупности признаков административного правонарушения: например, умышленное невыполнение законных требований прокурора (ст. 17.7 КоАП РФ).
Упоминание в КоАП РФ о фото- и киносъемке, видеозаписи и других способах фиксации вещественных доказательств, свидетельствует о стремлении законодателя более широко внедрить в административный процесс современные средства криминалистической техники. Тактическим аспектам использования фотосъемки и видеозаписи посвящены многие работы криминалистов, основные положения которых также с успехом могли бы быть внедрены в административное расследование.
Понятие административной версии в настоящее время пока не исследовано, но, полагаем, в перспективе административная версия как важный элемент административного расследования получит дальнейшее развитие не только в теории, но и на практике.
Данной проблеме исследования посвящены труды: Агапова А.Б., Попова Л.Л., Липатова Э.В., Лысенко В.В., Матвиенко Г.В., Аникина Е.М., Мигачева Ю.И., Бочарова С.Н., и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возбуждением, расследованием административных правонарушений и дальнейшим своевременным, справедливым вынесением постановления по данным делам, порядком обжалования и опротестования постановлений, а так же их исполнением.
Предметом является порядок и особенности возбуждения, расследования и исполнения как обжалуемых так и не обжалуемых постановлений по делам об административных правонарушениях.
Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
– определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;
– описать субъектов производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;
– рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении;
– исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;
– проанализировать порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях;
– определить порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях;
В процессе написания работы использовались следующие методы: сравнения, системного и структурного подходов, толкования норм права, сравнительного правоведения.
Структура работы предполагает следующее её деление: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

1.1 Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях

1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении

2.3 Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным  лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

     Уполномоченные  лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства. К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание ТС и запрещение его эксплуатации; арест товаров, ТС и иных вещей; привод; временный запрет деятельности. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

     Возможность прекращения производства по делу до его передачи на рассмотрение связана  с обстоятельствами, исключающими производство по делу. Сюда относятся: отсутствие события  административного правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего ответственность за данное правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу и др. (ст. 24.5 КоАП РФ).  

     2.2 Рассмотрение дела  об административном  правонарушении 

     Данная  стадия является центральной в производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами. Традиционно выделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу.

     Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие  вопросы:

     1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

     2) имеются ли обстоятельства, исключающие  возможность рассмотрения данного  дела судьей, членом коллегиального  органа, должностным лицом;

     3) правильно ли составлены протокол  об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

     4) имеются ли обстоятельства, исключающие  производство по делу;

     5) достаточно ли имеющихся по  делу материалов для его рассмотрения  по существу;

     6) имеются ли ходатайства и отводы.

     В целях решения задач объективного, полного, всестороннего выяснения  обстоятельств каждого дела и  разрешения его в соответствии с  законом КоАП РФ установил обстоятельства исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Наличие родственных отношений подразумевает что судья, член коллегиального органа, должностное лицо состоит в кровной связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем. Личная заинтересованность выражается в возможности получения выгоды судьей, должностным лицом, членом коллегиального органа в зависимости от того или иного исхода рассмотрения дела.

     Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой  определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц участвующих  в производстве по делу об административном правонарушении и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект уполномоченный рассматривать дело должен установить наличие всех условий необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.

     На  стадии анализа обстоятельств и  собранных материалов дела, изучаются  и проверяются доказательства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

     Объяснения  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

     В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает  необходимость в использовании  специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что заключение эксперта является видом доказательств, а в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

     Однако  заключение эксперта, как одно из важных доказательств по делу об административном правонарушении, не может быть произвольно  проигнорировано и, в силу этого, несогласие с заключением должно быть мотивировано.

     Существуют вещественные доказательства. Вещественными доказательствами являются объекты материального мира. Орудиями совершения правонарушения являются предметы, с помощью которых оно было совершено (например, при нарушении правил пользования объектами животного мира – охотничье оружие, рыболовная сеть и др.). Предметами совершения правонарушения являются объекты, на которых непосредственно было направлено правонарушение (например, выловленная рыба, убитое животное). Вещественные доказательства должны приобщаться к делу об административном правонарушении. Фотографирование или иная фиксация вещественных доказательств необходимы в тех случаях, когда приобщение или сохранение их в неизменном виде являются невозможными либо нецелесообразными.

     Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в  них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Для фиксации способа и обстоятельств совершения правонарушений нередко возникает необходимость использования специальных технических средств. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. Этот порядок распространяется на те федеральные органы исполнительной власти, которые имеют свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации. При необходимости получения каких-либо сведений, необходимых для осуществления производства по делу об административном правонарушении, орган или должностное лицо, в производстве которых находится данное дело вправе направить определение об истребовании сведений.

     В отличие от запроса, предусмотренного ст. 26.9 КоАП РФ и направляемого в территориальные органы органов исполнительной власти, определение об истребовании сведений может быть направлено в любую организацию, независимо от форм собственности. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

     Статья 29.8 КоАП РФ обязывает составлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, когда оно рассматривается коллегиальным органом. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

     1) о назначении административного наказания;

     2) о прекращении производства по  делу об административном правонарушении.

     Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится  в случае:

     1) наличия хотя бы одного из  обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;

     2) объявления устного замечания  в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;

     3) прекращения производства по  делу и передачи материалов  дела прокурору, в орган предварительного  следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

     По  результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

     1) о передаче дела судье, в  орган, должностному лицу, уполномоченным  назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     2) о передаче дела на рассмотрение  по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится  к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

     Постановлением  по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным  лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Кроме того из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

     Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и  в полном объеме по окончании рассмотрения дела. Оно должно быть объявлено  в полном объеме немедленно по окончании  рассмотрения дела.

     Можно выделить три группы определений, выносимых в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на разных стадиях рассмотрения. Это определения, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, определения, выносимые в процессе рассмотрения дела и определения по делу, предусмотренные ст. 29.9 КоАП РФ. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, рассматривается в течение месяца после его получения организациями и должностными лицами, которые должны сообщить субъекту внесшему представление о принятых мерах.

     Само  по себе введение в КоАП РФ нормы, предусматривающей  административное расследование, направлено на упорядочение осуществления административно-юрисдикционных полномочий органами государственной власти и должностными лицами и ликвидацию поверхностного подхода к производству по наиболее сложным делам об административных правонарушениях. 

     2.3 Исполнение и пересмотр  вынесенных постановлений  по делам об  административных правонарушениях 

     Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ:

     1) вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

     2) вынесенное коллегиальным органом  – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

     3) вынесенное должностным лицом  – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

     4) вынесенное иным органом, созданным  в соответствии с законом субъекта  Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем. Эти и другие права граждан и юридических лиц не должны нарушаться.

Информация о работе Производство по делам об административных нарушениях