Разрешительная система в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение особенностей разрешительной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы, рассмотреть правовую основу разрешительной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Разрешительная система в Российской Федерации……………...4
§ 1.1 Понятие и особенности разрешительной системы……………….…4
§ 1.2 Правовая основа разрешительной системы. Разрешительное производство. Возбуждение дела………………………………………………..7
§ 1.3 Принятие, исполнение и надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности………………………….…………….10
§ 1.4 Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии……………...14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

разрешительная система в РФ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Если принято решение о лицензировании, на стадии испол­нения соискателю сообщается банковский счет, на который должна быть внесена сумма лицензионного сбора (если он ус­тановлен). В течение трех дней после предъявления документа об уплате лицензионного сбора за предоставление лицензии лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право и на получение дубликатов указанного документа.

В некоторых случаях получение документа о наличии ли­цензии не завершает стадию исполнения разрешения. Напри­мер, Федеральным законом «Об оружии»[9] предусмотрена такая процедура. Граждане, получившие лицензию, имеют право приобретать огнестрельное длинноствольное оружие. Затем оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел (ОВД) в двухнедельный срок. При регистрации в ОВД по месту жи­тельства выдается разрешение на хранение приобретенного оружия. Фактически здесь вначале дается разрешение на при­обретение, а потом на хранение конкретного ружья. Стадия исполнения решения включает также обязанность лицензирующего органа принять меры для внесения необходи­мых данных в реестр лицензий. В частности, в реестр вносятся данные о лицензиате, сроке действия лицензии и на какой вид деятельности она выдана. В последующем в реестр вносятся сведения о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии. Имеющаяся в реестре информация является откры­той. Она за плату предоставляется физическим и юридическим лицам и бесплатно – государственным и муниципальным ор­ганам. После исполнения решения о выдаче лицензии (разреше­ния) лицо получает право заниматься тем, на что выдано разре­шение, а компетентные субъекты публичной власти приобрета­ют право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий.

Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:

-  проводить проверки соответствия осуществляемой лицен­зиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

-  запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяс­нения и справки по возникающим вопросам;

-  составлять по результатам проверок акты (протоколы) с ука­занием конкретных нарушений;

-  выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­явленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;

-  выносить предупреждение лицензиату;

-  осуществлять иные, предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Иные органы государственной власти при выявлении нару­шений лицензионных требований и условий обязаны сообщить органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Фактически все лицензирующие органы одно­временно являются субъектами административного надзора. При этом функции лицензирования (допуска) и надзора часто выполняют разные структурные подразделения органа, разные должностные лица. Субъект, получивший разрешение (учреждение, водитель транспортного средства и др.), обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Если утрачены документы, подтверждающие наличие ли­цензии, юридическое лицо преобразовано, изменилось место нахождения или наименование лицензиата, он обязан незамед­лительно подать заявление о переоформлении документа, под­тверждающего наличие лицензии, и приложить к нему необхо­димые документы. Заявление должно быть подано в течение 15 дней. Компетентный орган обязан внести изменения в доку­мент, подтверждающий наличие лицензии. Он также вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

Получение разрешения на определенную деятельность не всегда полностью легализирует ее результаты. Во многих случа­ях выпускаемая продукция, используемые средства, результаты работы должны быть аттестованы (сертифицированы). Так, по Закону РФ «О защите прав потребителей»[10] товары, услуги, на которые установлены требования, обеспечивающие безопас­ность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей сре­ды, подлежат обязательной сертификации. Продажа такого то­вара, оказание таких услуг не допускается без информации о проведении обязательной сертификации.

В легализации образовательной деятельности вообще име­ются три необходимые ступени. В соответствии с федеральны­ми законами «Об образовании»[11] и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[12] образовательная деятельность обязательно лицензируется. При этом лицензии на ее ведение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным орга­ном исполнительной власти в сфере образования. Это первая ступень легализации образовательной деятельности.

Вторая ступень – аттестация, которая является одной из форм надзора за качеством пролицензированной деятельности. Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией. Ее цель – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям). Государственная аккредитация учебного заведения осущест­вляется на основе аттестации и является третьей ступенью легализации образовательного процесса. Она, в частности, дает право учебному заведению выдавать документы об образовании государственного образца.

 

§ 1.4 Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии

 

В связи с допущенными нарушениями правил и условий ли­цензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление дейст­вия лицензии и др. Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана (аннулирована) лицензия.

Компетентный орган вправе приостановить действие лицен­зии, если лицензиат:

-  неоднократно нарушает лицензионные требования и усло­вия;

-  совершает грубые нарушения.

Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицен­зии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат вовремя уст­ранит недостатки и в письменной форме сообщит об этом, ли­цензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. Конечно, субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства.

Такое решение должно быть принято в течение трех дней после получения письменного уведомления о принятых мерах либо после проверки фактического устранения недостатков (выполнения предписания).

Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентно­го государственного органа. Одновременно с подачей заявле­ния в суд лицензирующий орган вправе приостановить дейст­вие лицензии до вступления в силу решения суда. Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позд­нее чем через три дня со дня его принятия. Основаниями для принятия судом решения об аннулирова­нии лицензии является неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Отзыв ли­цензии означает аннулирование данного разрешения навсегда. Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке полу­чить новую лицензию[13].

Таким образом, Разрешительная система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель разрешительной системы – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Разрешительная система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель разрешительной системы – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу[14].

Разрешительная система представляет собой комплекс правил, посредством которых регулируются: 1) порядок производства, приобретения, пользования, хранения, сбыта и перевозки определенных предметов и веществ; 2) порядок открытия и функционирования некоторых предприятий и организаций; 3) правила совершения некоторых действий. Разрешительные правила охватывают деятельность не только правоохранительную, но и хозяйственную, поскольку в ряде случаев учредители предприятия должны получить после регистрации его устава еще и разрешение (лицензию) «а занятие определенным видом хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании. Разрешительная система в правоохранительной сфере охватывает два родовых объекта: предметы и действия. В том смысле, что производство определенных предметов, их использование, транспортировка, оборот, а также совершение определенных действий (ведение отдельных видов деятельности) допускаются только при наличии разрешений со стороны полномочных органов. Предметы, на которые распространяется действие разрешительной системы: оружие и боеприпасы; тиры и стрельбища, магазины, торгующие оружием; объекты и помещения с оборотом психотропных веществ и наркотических средств; техника цветного копирования. Производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории РФ ведутся на основе правил разрешительной системы, подлежат лицензированию. В Законе «Об оружии» определены круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, установлены правила приобретения, торговли, хранения оружия, его дарения, продажи и наследования, а также изъятия и контроля над оборотом оружия. Так, в целях предупреждения использования средств цветного копирования для изготовления поддельных денежных знаков, ценных бумаг и других документов приобретатели указанных средств представляют в органы внутренних дел заявления для получения свидетельства о регистрации этой техники.

К действиям, для совершения которых необходимо специальное разрешение или лицензия органов внутренних дел, относятся:

1)  въезд в пограничную зону и в закрытые административно-территориальные образования;

2)  деятельность в области пожарной безопасности;

3)  установка, эксплуатация технических средств и систем регулирования дорожного движения;

4)  использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подпадает под сферу разрешительно-лицензионных функций органов внутренних дел также и частная детективная и охранная деятельность.

Разрешительная система включает и дальнейший контроль и надзор за соблюдением правил и условий соответствующей деятельности.

Список использованных источников

 

 

Нормативные и законодательные акты:

1.        Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г.               № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – № 7.

2.        Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.                 № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // Российская газета. – 1996. – № 17.

3.        Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. – 2011. – № 97.

4.        Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ                              (ред. от 06.12.2011 г.) «Об оружии» // Российская газета. – 1996. – № 241.

5.        Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ                             (ред. от 01.02.2012 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. – 1996. – № 164.

6.        Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 29.09.2011 г.)                  «О защите прав потребителей» // Российская газета. – 1996. – № 8.

7.        Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.)                   «Об образовании» // Российская газета. – 1996. – № 13.

Учебники учебные пособия:

8.   Дмитриев, Ю.А., Полянский, И.А., Трофимов,                                        Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Феникс, 2008. – 461 с.

9.   Административное право: Учебное пособие /                                               под. ред. Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов. – М.: Статут, 2008. –                452 с.

 

Статьи и научные публикации:

10.   Дибель В. Разрешительная система в России // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer». – 2006. – № 5. – С. 17 – 19.

11.   Шохин, Д.В. Нормативно-правовое обеспечение разрешительной
системы в Российской Федерации / Д.В. Шохин // Законодательство. – 2011. – № 2. – С. 32 – 39.

Интернет ресурсы:

Хазановым С.Д. Понятие и особенности  разрешительной системы / С.Д. Хазановым. – [Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/95.htm], 2011.

 

 

 

 



[1] Хазановым С.Д. Понятие и особенности  разрешительной системы /  С.Д. Хазановым. [Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/95.htm], 2011.

[2] Административное право: Учебное пособие / под. ред. Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов. М.: Статут, 2008. С. 243.

[3] Административное право: Учебное пособие / под. ред. Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов. М.: Статут, 2008. С. 256.

[4] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // Российская газета. 1996. № 17.

[5] Дмитриев, Ю.А., Полянский, И.А., Трофимов, Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Феникс, 2008. С. 191.

[6] Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 2011. № 97.

[7] Дибель В. Разрешительная система в России // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer». 2006. № 5. С. 17.

[8] Дибель В. Разрешительная система в России // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer». 2006. № 5. С. 19.

[9] Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об оружии» //                            Российская газета. 1996. № 241.

[10] Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 29.09.2011 г.) «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. № 8.

[11] Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании» // Российская газета. 1996. № 13.

[12] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.02.2012 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 1996. № 164.

[13] Шохин, Д.В. Нормативно-правовое обеспечение разрешительной системы в Российской Федерации /                          Д.В. Шохин // Законодательство. 2011. № 2. С. 35.

[14] Шохин, Д.В. Нормативно-правовое обеспечение разрешительной системы в Российской Федерации /               Д.В. Шохин // Законодательство. 2011. № 2. С. 37.


Информация о работе Разрешительная система в Российской Федерации