Реализацация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Введение
Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще в старь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. Французский мыслитель Ш. Монтескъе в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация норм права: понятие и формы…………………………………..6
Глава 2. Применение - как основная форма реализации норм права………………..8
Глава 3. Стадии применения норм права……………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

курсач(реализация права).docx

— 51.08 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Реализация норм права: понятие и формы…………………………………..6

Глава 2. Применение - как основная форма реализации норм права………………..8

Глава 3. Стадии применения норм права……………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………………...18

Список  использованных источников……………………………………………..…21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Право создается для того, чтобы оно  практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые  рассчитывал законодатель. В противном  случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще в старь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также  считали, что бездействующий закон  хуже отсутствующего. Французский мыслитель  Ш. Монтескъе в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они  соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде». Звучит весьма современно и актуально. 

Простое принятие все новых и новых  правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их дальнейшей реализации, логического конечного  результата, реального воздействия  на регулируемые отношения. Нельзя понять подлинную сущность права, отвлекаясь от всего этого процесса, т. е. в  статическом состоянии, а только в динамике, движении, развитии. Значение имеет лишь живое, действующее право. Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических  предписаний в правомерных действиях  граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской  деятельности субъектов права. 

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они  никем не будут восприниматься и  исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут  сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят. Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно - правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, не развитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т. д. 

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно  право выражает волю, потребности, устремления  людей, иными словами, в какой  мере оно легитимно. Отвечает ли право  подлинным чаяниям, запросам, интересам  членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем  успешнее и полнее оно реализуется. Если тот или иной нормативный  правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее  не воспринимает данный акт как «свой», он обречен на бездействие. То же самое  относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться  всем. 

Правореализация - это трансформация заложенных в  юридических нормах требований в  правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение  может быть как добровольным, так  и принудительным, т. е. совершаемым  под угрозой применения санкций. Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана  только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления  правовых норм. 

Процесс реализации права протекает под  влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, организационных и других. Не малую  роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные  гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные  условия, среду для нормального  правового регулирования, а стало  быть, и успешного проведения реформ. Реализация права - способ осуществления  им своей изначальной миссии: служить  основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным  регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту  функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни. Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы «приложения», отраслевой принадлежности и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Реализация норма  права: понятие и  формы 

Правовые  нормы существуют для того, чтобы  целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей - объект правового регулирования. Через  поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которые намерен добиться законодатель, издавая нормы права. Реализация правовых норм - это такое поведение  субъектов права, в котором воплощаются  предписания правовых норм (правомерное  поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и  выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в  поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права  есть непосредственный результат правового  регулирования, конкретное его проявление. 

Что обеспечивает правомерное поведение людей, какие  существуют побудительные мотивы для  добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует принадлежащие  ему права, он удовлетворяет правомерным  способом свои потребности, желания, интересы. Стимулы правомерного поведения  индивида при осуществлении юридических  обязанностей весьма разнообразны. К  стимулам относится осознание своего общественного долга перед обществом  и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут  быть и иные стимулы: привычка, подражание поведению других лиц, желание получить определенные выгоды, награды, быть морально или материально поощренным. Наконец, имеет значение и такой стимул, как страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить  в случае нарушения юридической  обязанности - лишение определенных благ, непосредственное принуждение. 

В учебной  литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы  реализации норм права:

-соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных  действующим правом;

-исполнение - совершение активных поступков  по исполнению юридических обязанностей  положительного содержания;

-использование  - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его  усмотрению;

-применение - активно-властная деятельность  компетентных органов по решению  в рамках правовых норм конкретных  дел, издание специальных правовых  актов. 

Реальная  и полная реализация правовой нормы  наступает лишь тогда, когда полностью  будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические  обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская  работа по реальному осуществлению  содержания создаваемых правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Применение права  – как основная форма реализации норм права 

Применение  права - это властная деятельность органов  государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым  по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права  основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения  деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы. 

Характер  государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость  деятельности по применению права. В  данном случае государство в целях  упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений  между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее  установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной  деятельности, когда компетентный орган  выступает от имени государства, по его уполномочию. 

Применение  права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может  и должно быть создано лишь по решению  органа, олицетворяющего государственную  власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства  в лице его властных органов. Награждение  орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного  органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать  вредные последствия правонарушений. 

Поскольку применение права имеет чрезвычайно  важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других - устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.). 

Характером  применения права предопределяется, что правоприменительный орган - это, как правило, полномочный орган  государства (орган исполнительной власти, суд, орган прокуратуры, администрация  предприятия и т.д.). В то же время  с целью активизации участия  масс в управлении общественными  делами в юридической сфере некоторые  государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям граждан. В данном случае государство делегирует часть своих  полномочий по решению вопросов индивидуального  значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь  в определенной степени, не теряют своих  властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам принадлежит  право назначать пособия по временной  нетрудоспособности). 

Применение  права подразделяется на такие формы, как:

-оперативно-исполнительная;

-правоохранительная. 

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается  организация выполнения предписаний  правовых норм, позитивное регулирование  с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта  промышленности и т.д.). При этом применяется  диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это  творческая, организующая работа по осуществлению  выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой, главным образом, творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества. Поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. С ее помощью объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д. 

Информация о работе Реализацация норм права