Роль административной юстиции в защите конституционных прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Принятой новой Конституцией, сверенной с основными положениями международных актов о правах и свободах, естественно, подавало надежду, что положение дел в сфере прав человека, будет меняться к лучшему. К сожалению, следует признать, что эта надежда пока в значительной мере так и останется только надеждой. За прошедшие 16 лет со дня принятия Конституции в отличии, например, от сферы экономики, где мы добились удвоения ВВП и вошли в десятку крупнейших экономик мира, в сфере прав человека мало что изменилось. А порой и в не лучшую сторону

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Административная юстиция в РФ

1.1 Необходимость создания административной юстиции………………………….5

1.2 Традиционная характеристика административной юстиции ………………….17

Глава 2.Административная (внесудебная и досудебная) процедура

рассмотрения административных дел

2.1 Цели и задачи создания административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел………………………………….22

2.2. Порядок рассмотрения административных дел………………………………...23

2.2.1Рассмотрение административных жалоб (как общих, так и специальных)……………………………………………………………………23

2.2.2 Привлечение к административной ответственности…………………………26

Заключение…………………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………................................32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Заключение

     Защита  прав и законных интересов граждан  от чиновничьего произвола – обязанность  государства (ст.2 Конституция). В правовом государстве важнейшая роль в  защите прав граждан отводится судебной власти. В Конституции РФ (ч.2 ст.46) сказано:  «Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть объедений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».Тем самым судебная власть справедливо рассматривается в качестве инстанции, которая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства ( ч. 2 ст. 118) разрешать споры и конфликты по поводу законности действий и разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления и должных лиц.

     Проблема, однако, в том, что, несмотря на конституционное  закрепление (ч. 2 ст. 118) у нас нет  административного судопроизводства. Споры граждан с властью рассматриваются  по Гражданско-процессуальному кодексу. А он, как известно, предназначен для рассмотрения других дел. Это приводит к тому, что простому гражданину трудно выиграть иск против государственного ведомства и оградить себя от чиновничьего произвола.

       Кардинально изменить ситуацию в сфере защиты прав граждан от чиновничьего произвола могла бы реализация конституционных положений об административной юстиции, которая понимается как упорядоченная система  внешнего контроля над действиями административных органов и их должностных лиц по отношению к   гражданам. И надо отметить, что в этом едины как ученые, так и практики. Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев около 10 лет настойчиво продвигает в Госдуму идею создания Административных судов и принятия Кодекса административного судопроизводства. В сентябре 2000 года Верховным судом РФ был разработан и внесен в Госдуму проект Закона «О федеральных административных судах в Российской федерации». В этом же году Госдума приняла этот закон в первом чтении. Казалось бы, что все идет в России к тому, что как и большинстве развитых стран, будет создано административное судопроизводство и с чиновничьим произволом будет покончено.

     На  страницах российской газеты появляется целый ряд публикаций под весьма многочисленными и громкими заголовками: «Бюрократам готовят специальный суд», «Лебедев грозит бюрократам кодексом», «Бюрократов осудят по кодексу», «Засудить бюрократа».

     Похоже, однако, что с такими громкими публикациями – поторопились. Бюрократы, как говорится, не дремлют. Они почувствовали реальную угрозу их нынешнему весьма выгодному для них статусу и не намерены с ним расстаться. Делают все для того, чтобы притормозить, а то и вообще похоронить идею создания административного судопроизводства.

     Именно  с их подачи в принятой недавно программе развития судебной системы до 2011 года раздела об административном судопроизводстве – нет. В первом варианте программы такой раздел был, а затем таинственно исчез. Ведомству исполнительной власти было поручено определить пути развития судебной системы страны. Председатель Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия Владимир туманов высказывает по этому поводу свое возмущение, что он узнал об этой программе лишь после ее утверждения. А относительно таинственного исчезновения из программы раздела об административном судопроизводстве он считает, что «сработали закулисные механизмы в интересах того самого бюрократического аппарата, который непрерывно растет и вовсе не заинтересован в эффективном судебном контроле над законностью управленческих актов» (Российская газета, 10.01.2008г.).

     Таким образом, похоже, что бюрократии удалось  если не похоронить, то, во всяком случае, притормозить идею создания административного  судопроизводства на ближайшие три-четыре года. А по большому счету притормозить развитие страны. Нет, видимо, нужды доказывать, что без преодоления бюрократии, без преодоления существующего сегодня отчуждения между человеком и государством, страна не может рассчитывать на серьезные успехи в своем развитии.

     Список  литературы 

  1. Доклад  о деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации в 1999 году // РГ 2000.
  2. Доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В. Ф. Яковлева на V Всероссийском съезде судей 27 нояб. 2000 г. // Вести. ВАС. 2001. № 1. С. 10
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Лебедев В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству // РЮ. 2005. № 9. С. 2—4
  5. Лебедев В. Судебная власть в стране стала реальностью // РЮ. 2002. № 1.
  6. Ржевский В., Чепурнова Н. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // РЮ.2003. № 7. С. 3;
  7. Российская газета, 12/2006, 06/2006, 01/2008,25/2010
  8. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002. - 474 с.
  9. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2001. - 652 с.
  10. Хомяков Г.А. Административный суд в Российской Федерации, 2001
  11. Шевалье Ж. Государственная служба. Люберцы: Композит, 1996, С. 17.
  12. Яковлев В. Ф. Арбитражные суды России с позиций европейских правовых норм // ЖРП. 1997. № 7. С. 11. Идею усиления и углубления специализации судей В. Яковлев последовательно отстаивает и в настоящее время (см., например: Яковлев В. Нам следует сохранить сложившуюся судебную систему // РЮ. 2004. № 1. С. 8).

Информация о работе Роль административной юстиции в защите конституционных прав граждан