Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

зачет административное право.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

1. Предметом административного права, как и любой другой отрасли права,  являются общественные отношения. Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании. 

      Границы сферы государственного  управления, в ко­торой возникают  административно-правовые отноше­ния, определяются наличием специальных  субъек­тов - органов исполнительной власти. Административное право регулирует отношения с участием субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществле­ния управленческих функций. 

     Общественные  отношения в сфере государственного  управления, можно классифицировать  по различным основаниям или  признакам: 

a. по составу  субъектов участвующих в отношениях: 

    вертикальные  отношения – между соподчиненными  субъектами исполнительной власти;

    горизонтальные  отношения - между субъектами  исполнительной власти не являющимися  соподчиненными;

    между  субъектами исполнительной власти  и нахо­дящимися в их организационном подчинении государ­ственными объединениями и т. д.;

    между  субъектами исполнительной власти  и исполнительными органами местного  самоуправления;

    между  субъектами исполнительной власти  и общественными объединениями;

    между  субъектами исполнительной власти  и гражданами;

    между  субъектами исполнительной власти  и иными субъектами. 

b. в зависимости  от государственно-территориального  устройства: 

- между исполнительными  органами федерального уровня  и субъектов федерации; 

- между исполнительными  органами субъектов федерации  одного уровня; 

- между исполнительными  органами субъектов федерации  разного уровня; 

c. по направленности  воздействия: 

= внутренние, внутриорганизационные,  внутрисистемные; 

= внешние, внесистемные; 

d. по характеру  юридических фактов: 

    порождаемые правомерными действиями;

    порождаемые неправомерными действиями; 

e.  по содержанию: 

    материальные  – отношения, регулируемые материальными  нормами административного права;

    процессуальные  – отношения, складывающиеся  в сфере управления в связи  с разрешением конкретных дел,  регулируемых административно-процессуальными  нормами. 

     В  предмет административного права  входят также отношения, возникающие  в связи с осуществлением органами  исполнительной власти функции  контроля, который можно разделить  на внутренний и внешний. 

     Внутренний  контроль (административный) – он  осуществляется внутри системы  исполнительной власти её органами. 

     Внешний  контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей – судебной и законодательной. 

     Важнейшей  составной частью предмета административного  права является совокупность  отношений органов исполнительной  власти с физическими лицами. 

      Если категория «предмет права»  определяет сферу правового регулирования,  то понятие «метод права» устанавливает  и раскрывает средства этого  регулирования, обозначает совокупность  приемов и способов воздействия  на поведение участников отношений. 

     В  теории права различают два  противоположных метода правового  регулирования: 

     Авторитарный  метод базируется на применении  властных юридических предписаний,  которые не допускают отступлений  от четко установленного  правила  поведения. Субъекты правоотношений  вправе совершать только разрешенные  действия, следуя правилу «запрещено  все, кроме прямо дозволенного». 

     Метод  автономии предоставляет возможность  самим участникам правоотношений  самостоятельно определять свое  поведение в рамках правовых  предписаний. Стороны выступают  как равные субъекты и добровольно  принимают на себя обязательства  по отношению друг к другу,  в соответствии с принципом  «дозволено всё, кроме прямо запрещенного» или «разрешено все, что не запрещено законом». 

2.коцепция бельского 

этой связи  К. С. Бельский справедливо указывает, что в

сочинениях А. И. Елистратова, изданных как до 1917 года, так и в 1920-х годах административно-

правовой материал излагается в соответствии с институционной системой права, которая распределяла

административно-правовые институты по трем разделам: субъекты административного права, объекты,

формы административной деятельности (акты, принуждение, обеспечение  законности). А. И.

Елистратов создал в основных чертах ту часть административного  права, которая позже под именем

общей части  займет место в советских учебниках  административного права 1940 – 90-х  годов. 

3.Особенности административно-правового регулирования 

Административное  право - совокупность правовых норм, с  помощью которых государство  регулирует общественные отношения, возникающие  в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. 

Дело в том, что, как уже на это обращалось внимание, отношения управленческого  характера могут возникать за пределами государственно-управленческой деятельности. 

Так, несомненно, управленческий характер имеют внутрипартийные  или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собственных дел» (самоорганизация). Например, это образование соответствующих органов управления, установление внутриорганизационных правил и т.п. на основе уставных норм. 

За пределами  государственно-управленческой деятельности складываются достаточно разнообразные, управленческие по своему назначению, общественные отношения также в  системе местного самоуправления. 

Нас же интересуют такие общественные отношения управленческого  характера, в которых ввиду их прямой связи с государственно-управленческой деятельностью непосредственно  выражается государственный (публичный) интерес, государственная управляющая  воля. Соответственно при определении  предмета административного права  в центре внимания должны быть общественные отношения, прямо связанные с  функционированием системы исполнительной власти. Но такое функционирование предполагает наличие специального субъекта, который имеет все необходимые  возможности и полномочия по реализации исполнительной власти. Следовательно, границы сферы государственного управления определяются, прежде всего, наличием специальных субъектов - участников соответствующих управленческих отношений. Иное неизбежно приведет к тому, что под сферой государственного управления придется понимать любые  варианты общественно значимой деятельности, т.е. даже реализацию законодательной  и судебной властей. Очевидно, что  подобное решение рассматриваемой  проблемы неприемлемо. 

В предложенном ранее определении административного  права содержится упоминание о том, что регулируемые им управленческие отношения возникают «в связи» и  «по поводу» реализации исполнительной власти. И это не случайно. 

Что означает возникновение  управленческих отношений, регулируемых административным правом, в связи  с реализацией исполнительной власти? 

То (и это весьма существенно), что имеются в виду только те отношения, в которых непременно участвует тот или иной исполнительный орган, т.е. соответствующий субъект  исполнительной власти. 

Без их участия  общественные отношения выходят  за рамки административно-правового  регулирования. Это, например, отношения  между гражданами, между общественными  объединениями и внутри них, отношения  между производственными предприятиями, коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, и  т.п. 

Это объясняется  тем, что в названных отношениях нет участника, способного в юридической  форме выражать волю и интересы государства, практически реализовать в исполнительно-распорядительном варианте государственную власть (публичный  интерес). Именно его деятельность является прямым выражением системы и механизма  исполнительной ветви государственной  власти, что и закрепляется соответствующими нормами административного права. 

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается участие субъекта, наделенного исполнительно-распорядительными  полномочиями. Это органы исполнительной власти, а также действующие от их имени должностные лица. 

Что означает возникновение  управленческих отношений, регулируемых административным правом, по поводу реализации исполнительной власти? 

Одно лишь наличие  органа исполнительной власти (исполнительного  органа) далеко не во всех случаях может  служить достаточным основанием для того, чтобы данное общественное отношение безоговорочно отнести  к управленческим, причем включать его в предмет административного права. 

Дело в том, что такие органы нередко совершают  действия, которые в соответствии с российским законодательством  регламентируются не административным, а иными отраслями права. Например, они могут заключать имущественные  сделки, регламентация которых составляет предмет гражданского права. Ряд  действий, совершаемых ими в бюджетно-налоговой  сфере, подпадает под регулирующее влияние норм конституционного и  финансового права и т.п. Объясняется  это тем, что в подобных случаях  тот или иной исполнительный орган  не выполняет функции исполнительно-распорядительного  характера: например, при заключении сделки он реализует свои имущественные  права. 

Только тогда, когда данный исполнительный орган  фактически реализует свою управленческую компетенцию, он реально выступает  в качестве субъекта исполнительной власти. Иначе говоря, имеется в  виду, что им реализуются юридически властные полномочия, которые и составляют содержание его компетенции. А таковой  он наделяется именно для того, чтобы  быть способным осуществлять государственно-управленческую деятельность. 

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного  исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в  качестве выступающего от имени государства  субъекта исполнительной ветви государственной  власти. 

В целом управленческие отношения в интересующем нас  смысле являются «полем» осуществления  исполнительно-распорядительных функций  и применения соответствующих им юридически властных полномочий. Ни граждане, ни негосударственные формирования подобными полномочиями не обладают. 

Изложенные положения  в определенной степени помогают пониманию содержания такого понятия, как «сфера государственного управления». Тем не менее, административно-правовому  регулированию общественных отношений  свойственны некоторые весьма специфические  черты, проявляющиеся и в предмете административного права. 

Фактически имеется  в виду следующее. В буквальном смысле сфера государственного управления охватывает любые проявления государственно-управленческой деятельности. Это бесспорно. Однако на практике дело обстоит таким образом, что в эту сферу включаются все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни страны. 

Соответственно  управленческие отношения, составляющие предмет административного права, нередко обнаруживаются и там, где  действуют нормы других отраслей российского права. Например, управленческими  по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового, экологического, предпринимательского и даже гражданского права. Это отношения, связанные с обеспечением государственной  финансовой дисциплины, с оформлением  прав на осуществление предпринимательской  деятельности, с возникновением имущественных  отношений на началах административной подчиненности и т.п. Естественно, что подобного рода отношения  не могут быть исключены из предмета административного права. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"