Система и источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:43, доклад

Описание работы

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.
Источники конституционного права — это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Работа содержит 1 файл

Система конституционного права.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

Система и источники конституционного права.

1.Система конституционного права

Конституционное право  как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией  и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права  обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение  в правовые институты.

Первичным звеном системы  отрасли права всегда выступает  правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные  блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система  конституционно-правовых институтов также  представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в  свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга  выступают несколько признаков:

1) круг общественных  отношений, на регулирование которых  направлены нормы правового института;

2) специфика правовых  норм института, а также правовых  отношений, возникающих под воздействием  этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института.  В юридической литературе по  конституционному праву не выработано  единого подхода к делению  отрасли конституционного права  на правовые институты. Наиболее  принятой является их классификация  исходя из строения Конституции  как основного источника конституционного  права. Так как главным критерием  разделения отрасли на институты  является существование в ее  рамках относительно обособленных  и групп общественных отношений  - объектов конституционно-правового  регулирования, система конституционного  права выглядит следующим образом:

Институт основ  конституционного строя. Данный институт является центральным в системе  конституционного права, базой для  всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится  на пединституты:

1) основные принципы  отношений человека и государства:

2) основные принципы  устройства государства и организации  государственной власти.

Институт основ  конституционного строя направлен  на регулирование концептуальных отношений  между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства  и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное  закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте  основ конституционного строя преобладают  общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав  и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт  конституционного права, закрепленный  в большом количестве источников, начиная с международных конвенций  о правах человека. Конституция  РФ признает и гарантирует  права и свободы человека и  гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы  и обязанности личности и механизмы  их реализации;

3) пределы ограничения  прав и свобод в условиях  чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации  прав и свобод.

3. Институт федеративного  устройства. Нормы данного института  закрепляют федеративные отношения,  лежащие в основе построения  российского государства. В основном, нормы данного института отражены  в Конституции РФ (гл. 2), а также  в конституционно-правовых договорах  (Федеративном договоре, договорах  о разграничении предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм  института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума  и выборов как высших непосредственных  форм народовластия. Нормы данного  института определяют порядок  реализации прав граждан на  участие в референдуме и в  выборах. Основной массив норм  находится не в Конституции  РФ, а в федеральных конституционных  и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации,  об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации).

5. Институт системы  органов государственной власти  и местного самоуправления. Структура  института включает следующие  части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание  Российской Федерации;

3) Правительство  РФ:

4) конституционно-правовые  основы организации судебной  власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые  основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института  закреплены как в Конституции  РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве  РФ). На основе данных норм возникают  как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной  власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного  самоуправления. Нормы данного института  определяют организацию местного  самоуправления, которое наряду  с государственной властью является  формой осуществления народовластия.  Конституция РФ содержит основные  положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем  законодательстве (федеральные законы  об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации, о финансовых основах  местного самоуправления в Российской  федерации и др.).

7. Институт Конституции.  Конституция - самостоятельный объект  конституционно-правового регулирования,  точнее, саморегулирования, так как  именно в ней установлены положения  о ее верховенстве, непосредственном  действии, о порядке изменения  положений Конституции. Необходимость  выделения этого института обоснована  важностью для конституционного  права такого объекта регулирования,  как Конституция. Ее нормы во  многом являются служебными, так  как объектом их регулирования  выступают также правовые нормы.  Однако данный институт содержит  немало процессуальных норм, определяющих  порядок принятия поправок к  Конституции, пересмотра Конституции.  Источником данного института  является сама Конституция, а  также Федеральный закон «О  порядке принятия и вступления  в силу поправок к Конституции  Российской Федерации».

Многие институты  конституционного права имеют межотраслевой  характер и регулируются нормами  других отраслей права. Например, в  регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений  широко регулируется также гражданским  правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в  нем две большие части: материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального  конституционного права определяют содержание правового регулирования  тех или иных общественных отношений. Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в  жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации. В процессуальном конституционном праве можно  выделить несколько видов процесса:

1) законодательный  процесс - совокупность правовых  норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления  в силу законодательных актов;

2) избирательный  процесс - порядок организации  и проведения выборов как формы  реализации избирательных прав  граждан;

3) производство по  делам о гражданстве - порядок  рассмотрения и разрешения дел,  связанных с приобретением и  прекращением гражданства Российской  Федерации;

4) конституционное  судопроизводство - порядок осуществления  Конституционным Судом правосудия  по конституционным делам.

От системы конституционного права следует отличать систему  конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система  конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

2.Источники конституционного права России

  Источники конституционного права  — это внешние  формы выражения  конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

  Можно утверждать, что в российской правовой системе  имеют место все основные источники  права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу  государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том  числе и конституционного) в нашей  стране является результат нормотворческой  деятельности различных властных институтов — нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов — это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Схема 3. Источники конституционного права РФ.

  Наиболее общее  деление нормативных правовых актов  — это их деление на законы и  подзаконные акты. Закон — понятие  собирательное, правовой системе современной  России известны следующие виды законов:

  1) Конституция РФ — Основной Закон государства;

  2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы — это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам — ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;

  3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

  Во-первых, в  отличие от федеральных конституционных  законов источниками конституционного права являются не все принимаемые  в России федеральные законы, а  лишь те из них, содержание которых  подпадает под предмет конституционно-правового  регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы  государства, депутата представительного  органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.).

  Во-вторых, приниматься  такие законы могут только по предметам  исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Информация о работе Система и источники конституционного права