Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Работа содержит 1 файл

Эссе админ.право 1ч..docx

— 19.15 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Ю. ВИТТЕ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
По дисциплине Административное право ч.1

Тема: Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

 

 

 

 

 

Подготовил: студент  
учебной группы ЮЗДтс 32. 1/Б-11

Демидова Евгения Николаевна 

Преподаватель: 
Горохов Дмитрий Юрьевич 
 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

Орган исполнительной власти представляет собой такую  организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб  деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут  быть 2-х уровней: федерального и  субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономные области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеральным  устройством и административно-территориальным  делением Российской Федерации. На всю  территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, Федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов федерации  осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, то есть части территории России.

Кроме того, имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут  охватываться несколько субъектов (например, железные дороги, военные  округа, пограничные округа и т.п.)

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; Министерство РФ, государственный комитет  РФ; федеральная комиссия России; федеральная  служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.

Организационно-правовыми  формами исполнительной власти субъектов  Федерации могут быть: правительства (совета министров); министерства, комитеты; департаменты; главные управления, управления, отдела, службы и иные органы.

В зависимости  от объема и характера компетенции  органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации  субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые  возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами  деятельности (министерства, структурное  подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, которые  ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный  комитет, федеральная комиссия, федеральный  надзор).

Иногда  выделяют органы смешанной компетенции, то есть сочетающие признаки органов  отраслевой и межотраслевой компетенции.

По порядку  разрешения подведомственных вопросов различаются:

а) коллегиальные  органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный  комитет, федеральная комиссия);

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, администрация субъекта Федерации). Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышения персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти. В ряде случаев сочетание этих начал может выражаться в том, что коллеги действуют в единоначальных органах.

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная власть между соподчиненными органами на основе разделения компетенции  между ними. Она обусловлена федеративным устройством государства и состоит  из Президента, Правительства, федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Федерации.

Правовое  положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений определено соответствующими нормативными актами.

Органы  исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.

Действуя  в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной  юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными  органами осуществляется в различных  организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией  и т.д.).

Ясно, что  органы исполнительной власти, являясь  видом государственных органов, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления, а также исполнительных органов коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений.

Структура федеральных органов исполнительной власти — это форма взаимосвязи элементов (органов) системы, образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Неделимым элементом организационной структуры федеральных органов исполнительной власти является должность федерального государственного служащего.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных  структур системы федеральных органов  исполнительной власти осуществляется после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование этих органов в основном осуществляется из средств федерального бюджета.

Создание  структуры федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти утверждена указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. указа Президента РФ от 25.11. 2003 г. № 1389.

В структуру  федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а  в указе Президента РФ «О системе  федеральных органов исполнительной власти», Правительство РФ не входит в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной власти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;

    • 23 министерства РФ, из них 5 министерств подчинены непосредственно Президенту РФ;
    • 7 Государственных комитетов РФ;
    • Федеральные комиссии;
    • 10 Федеральных служб России, из них 5 подчинены непосредственно Президенту РФ;
    • 7 Российских агентств;
    • 2 Федеральных надзора России.

Иные  федеральных органов исполнительной власти (структурные подразделения института президентуры):

1) Главное  управление специальных программ  Президента РФ;*

2) Государственная  техническая комиссия при Президенте  РФ;*

3) Управление  делами Президента Российской  Федерации;*

4) Комитет  РФ по военно-техническому сотрудничеству  с иностранными государствами;*

5) Комитет  РФ по финансовому мониторингу.*

6) Государственный  комитет РФ по оборонному заказу  при Министерстве обороны РФ*.

Наличие в администрации Президента РФ иных федеральных органов исполнительной власти, а также принимаемые указы  и распоряжения Президента РФ, которые  не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам (часть 3, ст. 90 Конституции РФ) — все это  является своеобразным отличительным  признаком исполнительной власти в  России и создает сложности в  определении места и роли института  президентуры в основах конституционного строя России.

 


Информация о работе Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации