Система конфиденциальной информации фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:35, практическая работа

Описание работы

При оценке возможного ущерба необходимо учитывать такие характеристики защищаемой информации, как ее важность применительно к конкретному приложению, полнота и адекватность (т.е. соответствие реальному состоянию объектов).
Синтез оптимальной системы защиты может быть реализован следующим подходом:
1. На основе опыта создания систем защиты информации составляются варианты наборов задач защиты.
2. Определяются наиболее подходящие наборы средств, использованием которых могут быть решены различные задачи защиты на различных рубежах.

Работа содержит 1 файл

Практические работы ЭЗИ.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

              A– производство электронных устройств;

              B– разработка программных продуктов;

              C– производство продуктов питания;

              D– коммерческая деятельность (торговля бытовой радиоэлектроникой);

              Е– бытовые услуги населению.

 

              1.4. Задание

 

              1.4.1. Определите название Вашей фирмы, вид ее деятельности, количество руководителей, емкость рынка фирмы, основных конкурентов, базы наблюдения и источники информации.

              1.4.2. Составьте перечень информации, являющейся для Вашей фирмы оперативной, тактической и стратегической.

              1.4.3. Укажите источники информации, которые могут обеспечить Вас сведениями о фирмах конкурентах (учитывать реально существующие источники и фирмы).

              1.4.4. Оцените жизненный цикл Вашего информационного продукта (на примере конкретного документа, например, научно-технической документации, плана развития и т.п.).

              1.4.5. Руководство Вашей фирмы получило научно-техническую информацию, ускоряющую разработку Ваших продуктов (прогноз развития рынка или отрасли). Оцените (по формуле 1.1) экономию (в руб.) рабочего времени работы руководителей и специалистов, если получение этих сведений своими силами заняло бы 6 месяцев для 3-х ведущих специалистов.

              1.4.6. Отчет о выполненной работе оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями и предоставляется в виде распечатки из файла.

 

              Контрольные вопросы

              1. Какова роль информации в проведении конкурентной борьбы?

              2. Почему информация также является товаром?

              3. Какими основными свойствами обладает информация как товар?

              4. Какими другими свойствами обладает информация как товар?

              5. Что представляет собой рынок информации в России?

              6. Системы классификации информации на фирме.

              7. Как выбрать базы для наблюдения?

              8. Откуда черпать необходимую для работы предприятия информацию?

              9. Как классифицировать информацию, поступающую из внешней среды на фирму?

              10. Система информации. Какой вклад вносит стратегическая, тактическая и оперативная информация в базы данных фирмы?

              11. Какие существуют способы координации ССПИ и СТОИ?

              12. Что необходимо сделать для создания системы стратегической информации на фирме?

              13. Как произвести оценку эффективности информационного обеспечения?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Экономическая информация фирмы, подлежащей защите

 

              2.1. Коммерческая тайна и органы ее добывания

 

              Под коммерческой тайной (КТ) предприятия понимаются не относящиеся к государственным секретам сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

              Состав и объем сведений составляющих КТ, определяются руководством предприятия. Для того, чтобы иметь возможность контролировать деятельность предприятий, Правительство России выпустило 05.12.1991 г. Постановление № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

              Перечень сведений, относящихся к КТ и носящий рекомендательный характер, может быть сгруппирован по тематическому принципу.

              Сведения о финансовой деятельности – прибыль, кредиты, товарооборот; финансовые отчеты и прогнозы; коммерческие замыслы; фонд заработной платы; стоимость основных и оборотных средств; кредитные условия платежа; банковские счета; плановые и отчетные калькуляции.

              Информация о рынке – цены, скидки, условия договоров, спецификация продукции, объем, история, тенденции производства и прогноз для конкретного продукта; рыночная политика и планирование; маркетинг и стратегия цен; отношения с потребителем и репутация; численность и размещение торговых агентов; каналы и методы сбыта; политика сбыта; программа рекламы.

              Сведения о производстве продукции – сведения о техническом уровне, технико-экономических характеристиках разрабатываемых изделий; сведения о планируемых сроках создания разрабатываемых изделий; сведения о применяемых и перспективных технологиях, технологических процессах и т.д.

              Сведения о научных разработках – новые технологические методы, новые технические, технологические и физические принципы; программы НИР; новые алгоритмы; оригинальные программы.

              Сведения о материально-техническом обеспечении – сведения о составе торговых клиентов, представителей и посредников; потребности в сырье, материалах, комплектующих узлах и деталях, источники удовлетворения этих потребностей; транспортные и энергетические потребности.

              Сведения о персонале предприятия – численность персонала предприятия; определение лиц, принимающих решения.

              Сведения о принципах управления предприятием – сведения о применяемых и перспективных методах управления производством; сведения о фактах ведения переговоров, предметах и целях совещаний и заседаний органов управления; сведения о планах предприятия по расширению производства; условия продажи и слияния фирм.

              Прочие сведения – важные элементы системы безопасности, кодов и процедур доступа, принципы организации защиты коммерческой тайны.

Органами, предназначенными для добывания информации, являются органы разведки. Разведка коммерческих структур (коммерческая разведка) добывает информацию в интересах их успешной деятельности фирмы на рынке в условиях острой конкурентной борьбы.

Органы добывания условно можно разделить на агентурные и технические.

              Агентурная разведка является наиболее древним и традиционным видом разведки. Добывание информации производится путем проникновения агента-разведчика к источнику информации на расстояние доступности его органов чувств или используемых им технических средств, копирования информации и передачи ее потребителю.

Развитие технической разведки связано, прежде всего, с повышением ее технических возможностей, обеспечивающих:

-         снижение риска физического задержания агента органами контрразведки и службы безопасности за счет дистанционного контакта его с источником информации;

-         добывание информации путем съема ее с носителей, не воздействующих на органы чувств человека.

Информационно-аналитическая работа должна предшествовать принятию решения. Основные направления действий информационно-аналитической службы фирмы – это анализ и прогнозирование.

              В ходе видовой и комплексной обработки формируются первичные и вторичные сведения на основе методов синтеза информации и процедур идентификации и интерпретации данных и сведений.

Формирование первичных сведений производится путем сбора и накопления данных и "привязки" их к тематическому вопросу, по которому добывается информация. Для включения данных в первичные сведения необходимо, чтобы эти данные содержали информационный признак о принадлежности данных к информации по конкретному вопросу. Например, если поставлена задача добывания информации о новом автомобиле, то добытые признаки его внешнего вида могут быть отнесены к этому автомобилю, если существует дополнительные признаки (место, время или наличие возле него определенных лиц), которые с высокой степенью достоверности указывают на принадлежность признаков этому автомобилю. Если такой признак отсутствует, то имеет место простое накопление данных.

              При формировании сведений применяются следующие методы синтеза информации:

              -логические;

              -структурные;

              -статистические.

              Логические методы используют для синтеза информации законы логики, учитывающие причинно-следственные связи в реальном мире. Причинно-следственные временные связи обеспечивают также выявление и прогнозирование действий объектов по признакам их деятельности в различные моменты времени.

              Структурные методы учитывают объективно существующие связи между элементами объекта. Например, любой прибор имеет многоуровневую иерархическую структуру. Она включает блоки, узлы и детали, которые во время работы взаимодействуют друг с другом. Эти связи определяют конструкцию прибора и зафиксированы в конструкторской документации. При ее отсутствии специалисты восстанавливают конструкцию, назначение и функции по отдельным элементам и связям.

              Статистические методы обеспечивают идентификацию и интерпретацию объектов и характера их деятельности по часто проявляющимся признакам, получаемым в результате статистической обработки добываемых данных. В качестве таких признаков выступают статистически устойчивые параметры случайных событий: средние значения, дисперсии, функции распределения. Например, частое появление возле территории фирмы одних и тех же людей и автомобилей, обнаружение в помещениях фирмы закладных устройств служат признаками повышенного интереса конкурента или других субъектов к фирме или к отдельным ее сотрудникам.

 

              2.2. Исходные данные для проведения работы

 

              2.2.1. Условия работы фирмы аналогичные указанным в ПР №1.

              2.2.2. Программа «Бизнес–план».

 

              2.3. Задание

 

              2.3.1. Ознакомиться с программой «Бизнес–план» и получить ответы на следующие вопросы.

              -Из каких составляющих складывается цена потребления?

              -Какие методы конкуренции рекомендуется использовать для товаров с эластичным и неэластичным спросом?

              -При какой величине соотношения продажная цена/цена потребления снижение продажной цены не приводит к повышению конкурентоспособности товара?

              -Возможные стратегии фирмы при осуществлении нововведений?

              -Какие технические параметры используются для оценки конкурентоспособности выпускаемых изделий?

              2.3.2. Определите цену потребления Вашего продукта.

              2.3.3. Укажите диапазон продажной цены продукта Вашей фирмы (используемый для управления его конкурентоспособностью).

              2.3.4. Какие методы конкуренции (ценовые или неценовые) Вы будите применять?

              2.3.5. Какую ценовую политику выхода на рынок Вы будете использовать для своего товара?

              2.3.6. По каким техническим параметрам и как Вы будите производить анализ конкурентоспособности изделий?

 

              Контрольные вопросы

1.      Что такое коммерческая тайна предприятия?

2.      Кто определяет состав и объем сведений, составляющих КТ?

3.      Перечень сведений, которые не могут составлять КТ.

4.      Какие сведения могут быть отнесены к КТ?

5.      Какая информация используется для стратегического планирования?

6.      Что такое бизнес-план? Основные разделы бизнес-плана.

7.      Зачем проводится технико-экономическое обоснование проекта и для кого предназначен этот документ?

8.      Откуда исходит угроза риска при реализации проекта?

9.      Как уточнить исходную информацию и получить прогноз выполнения проекта?

10. Оценка предпринимательского риска и методы его снижения.

11. Органы добывания коммерческой информации.

12. Чем занимается коммерческая разведка?

13. Что такое агентурная и техническая разведка?

14. Принципы деятельности информационно-аналитической службы фирмы.


3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Минимизация риска и защита информации при совершении сделок

 

3.1. Совещания и переговоры в предпринимательской деятельности, организация и порядок их проведения

 

              Существует установившийся порядок проведения совещаний и переговоров по вопросам, составляющим коммерческую тайну.

              Руководитель, давший разрешение на проведение таких совещаний (переговоров), назначает ответственного за их проведение. Последний составляет список его участников с указанием фамилии, имени и отчества, должности и предприятия.

              На совещание пропускаются только те лица, фамилии которых указаны в списке.

              Проводящий совещание (переговоры) обязан напомнить участникам встречи о необходимости сохранения коммерческой тайны и уточнить конкретно, какие сведения являются охраняемыми. Это напоминание фиксируется в протоколе совещания (переговоров).

Информация о работе Система конфиденциальной информации фирмы