Система военных судов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Работа содержит 1 файл

курсовая военные суды.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Реорганизованная  в соответствии с прогрессивной  реформой система военных судов  просуществовала с некоторыми модификациями  вплоть до 1917 г. 

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде»  № 1 от 24 ноября

1917 г. в стране были упразднены все ранее действовавшие общие судебные установления, в том числе «военные и морские суды всех наименований», а взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих. 

Создание специальных  судов для вооруженных сил  не предусматривалось, поскольку в  первое время Народный комиссариат  юстиции твердо проводил линию на осуществление идеи единого народного  суда, и попытки создания военных  судов не находили поддержки. 

В то же время  политическая обстановка, условия гражданской  войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий. Судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы. 

Поэтому в войсках  по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться военными трибуналами. Справедливости ради следует отметить наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны. 

Для организации  единого управления разрозненно  создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от 14 октября 1918 г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г. в Революционный Военный  Трибунал Республики (РВТР). 

В январе 1919 года РВТР издал первую инструкцию революционным  военным трибуналам фронтов и  армий, определившую их структуру и  порядок деятельности. В последующий  период гражданской войны их организация  и деятельность регламентировались Положениями «О революционных военных трибуналах», первое из которых было утверждено постановлением РВС

Республики от 4 февраля 1919 г., второе - декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября

1919 г., а третье  было введено в действие приказом  РВС Республики от 4 мая

1920 г. 

Сам РВТР стал также  и судом первой инстанции по делам  о преступлениях, в совершении которых  обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов  и армий. Кроме того, решением РВС  Республики дела могли изыматься  из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР. 

Таким образом, впервые в отечественной истории  высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. 24 ноября 1918 г.

РВТР рассмотрел первое дело - в отношении бывшего  председателя реввоентрибунала Южного фронта, который по результатам судебного разбирательства был направлен на испытание в психиатрическую больницу. С этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции. Так, в 1920 году членами этого трибунала, при штате 4 человека, были рассмотрены уголовные дела в отношении 290 человек (всеми же реввоентрибуналами в этом году были рассмотрены дела в отношении 106966 человек). Первым председателем РВТР был назначен К.Х. Данишевский, который затем в начале 1921 года по решению ЦК был направлен на ответственную хозяйственную работу. 

Переход к мирному  строительству обусловили сокращение Красной Армии и необходимые  структурные преобразования военных  трибуналов. В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебной системы государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного совета республики и революционных военных советов фронтов и армий, они фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом, урегулировавшим эти изменения, было постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г.

«Об объединении  всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названному постановлению  в качестве единого кассационного  органа и органа ближайшего надзора  для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности, был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный

Трибунал. В его  состав вошли Реввоентрибунал Республики, Главный революционный военный  железнодорожный трибунал и Кассационный трибунал.

Одновременно  упразднялись почти все революционные  тыловые военные трибуналы. Функции  последних были переданы, так называемым, «военным» отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции

Реввоентрибунала  Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел. 

В 1922 году Военная  коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР. 

23 ноября 1923 г.  ЦИК СССР утвердил Положение  о Верховном Суде Союза

ССР, в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав.

Фактически она  начала работать в составе Верховного Суда СССР в апреле 1924 года. 

Первым председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале

1924 года стал  В. А. Трифонов, член партии  большевиков с 1904 года.

Накануне и  после революции 1917 года он занимался  формированием Красной

Армии, являлся  активным участником гражданской войны. Возглавляя Военную коллегию в течение двух лет, В.А. Трифонов многое сделал для становления военных трибуналов как судов общей юрисдикции Союза ССР. 

Компетенция Военной  коллегии в составе Верховного Суда СССР определялась Положением о Верховном  Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и

Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению Военной коллегией подлежали  уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания

Верховного Суда СССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г. в этот список вошли должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейского уровня. Деятельность Военной коллегии в конце 20 - 

30-х гг. в основном  была направлена на борьбу с правонарушениями в армии и на флоте и укрепление основ советского государства. С принятием Положений о военных трибуналах и военной прокуратуре (1926 г.) Военная коллегия стала кассационной и надзорной инстанцией для всех военных трибуналов. В те годы на Военную коллегию в законодательном порядке была возложена и роль одного из органов чрезвычайной юстиции, выполнявших функцию политической репрессии в отношении так называемых «врагов народа». В 1934 г. были приняты

Постановления ЦИК СССР «Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел» и «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых

Народным Комиссариатом  внутренних дел Союза ССР и  его местными органами».

Этими нормативными актами на Военную коллегию возлагалась обязанность по рассмотрению дел об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах, иных видах диверсий и подобных им. 

Происходило это  в сложную историческую эпоху, когда  внутриполитическая обстановка, общественное мнение в стране формировались идеологическими установками об усилении классовой борьбы, требовавшими решительной, жесткой борьбы с противниками социалистического строя. В ту пору деятельность всей государственной машины, в том числе и правоохранительных органов, была направлена на борьбу с контрреволюционными деяниями и военно-судебная система не могла находиться от них в стороне. Так, например, Военной коллегией были рассмотрены: в 1936 году - уголовное дело «троцкистско- зиновьевского террористического центра»; в марте 1938 г. - дело

«антисоветского правотроцкистского» блока по обвинению Н. И. Бухарина, А.

И. Рыкова, Г. Г. Ягоды  и др.[4] 

Бывший член Военной коллегии Никифоровский  В. И. так характеризовал тот период: «Мы судили контрреволюционеров  на основании совести и правосознания, во что крепко до самозабвения верили». 

В 20 - 50-е годы вопросы судопроизводства во многом определялись не только законодательно, но и постановлениями Пленума  Верховного Суда СССР, а также решениями  органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), которые принимались, порой исходя из политических интересов. Это позволяло административным учреждениям влиять на деятельность судов и, в частности, военных трибуналов, включая Военную коллегию. 

Сказанное не означает, что военные трибуналы во всех случаях шли на поводу у обвинительных органов. Они не мирились с нарушениями законности следственным аппаратом НКВД, принимали принципиальные решения об оправдании подсудимых или возвращении дел для дополнительного расследования в случаях недостаточности или сомнительности доказательств. Для многих такая принципиальность имела серьезные, часто трагические последствия. Жертвами репрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х.

Данишевский, В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и  многие другие работники. Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась, что непосредственно отразилось и на деятельности Военной коллегии. Указом

Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в, местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

Приговоры кассационному  обжалованию не подлежали и могли  быть изменены или отменены, лишь в порядке судебного надзора. 

Не всем, быть может, известно, что в связи с  объявлением в г. Москве осадного положения Государственный Комитет  Обороны постановлением от 20 октября 1941 г. все гражданские суды (как  и органы прокуратуры) столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры. 

Характерная особенность  работы военных трибуналов в годы войны - быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию. 

После окончания  Великой Отечественной войны Военная коллегия продолжала рассматривать дела в отношении военных преступников. Так в январе 1947 г. был вынесен обвинительный приговор в отношении атамана Краснова, генералов белой армии Шкуро, Краснова и Доманова, командира «дикой дивизии» князя

Султан-Гирея  Клыча, а также генерала германской армии эсэсовца фон Панвиц

Гельмута. 

Следуя объективности, надо отметить, что в послевоенный период, при жизни И. В. Сталина, Военная  коллегия наряду со всей судебной системой также продолжала выполнять политическую репрессивную функцию по борьбе с

«врагами народа». В сентябре 1950 г. члены Военной  коллегии рассмотрели так называемое «ленинградское дело» по обвинению  в контрреволюционной деятельности члена политбюро ЦК КПСС, председателя Госплана СССР Н.А.

Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А. Кузнецова, первого  секретаря

Ленинградского  обкома партии П.С. Попкова, бывшего  председателя Совета

Министров РСФСР  М.И. Родионова и других партийных  и советских работников; в

Информация о работе Система военных судов в России