Становление абсолютизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1.ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ 2

2.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 8

3.РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 11

3.1. РЕФОРМА ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 11

3.2. РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 12


3.2.1. СЕНАТ 15


3.2.2. ИНСТИТУТ ФИСКАЛОВ И ПРОКУРАТУРЫ 17


3.2.3. КОЛЛЕГИИ 19


3.2.4. СИНОД 22


3.2.5. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 23

4. РЕФОРМЫ МЕСТНОГО И ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 24

4.1. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 26

4.2. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 27

5. ВОЕННАЯ РЕФОРМА 28

5.1. ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ 28

5.2. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ 29

5.3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ФЛОТОМ 30

5.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ 30

6. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 31

7. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА 33

8. ИТОГИ РЕФОРМ 35

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

. слабость сословно-представительных  учреждений; 

. финансовую  независимость самодержавия в  России; 

. наличие больших  материальных и людских ресурсов  у монархов, их самостоятельность  в отправлении властных полномочий; 

. складывание  новой правовой системы; 

. формирование  института неограниченной частной  собственности; беспрерывное ведение  войн; 

. ограничение  привлеегий даже для господствующих  сословий; 

. особую роль  личности Петра I. 
 

2.ИСТОРИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ  ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? 

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для  независимости русского народа. 

Промышленность  по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран. 

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения  и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. 

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. 

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. 

Следует отметить, что к этому времени истории  нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. 

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами.

Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся  от деревни. Выделялись промысловые  и земледельческие районы.

Развивалась внутренняя и внешняя торговля. 

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все  более отчетливо оформляется  абсолютизм. 

Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и

"рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд  новых земель в Сибири. 

XVII век был  временем, когда Россия установила  постоянное общение с

Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития

России грандиозные  реформы Петра. 

Реформы Петра  была подготовлена всей предшествующей историй народа,

"требовались  народом". Уже до Петра начертана  была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлится длительное время. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. 

Реформы коснулись  буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести  следующие реформы: военную, органов  власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. 

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала Северная война. 

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра  представляется лишенной всякого плана  и последовательности. Постепенно расширяясь она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности.

Преобразовательные  меры следовали одна за другой в  том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она  поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и новосозданного флота, а другие на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ. 

Таков общий  план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа - ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью. 

О.А. Омельченко выделяет три этапа в реформах Петра I. 

Первый (1699-170910гг.) - изменения в системе государственных  учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы. 

Второй (171011-171819гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург. 

Третий (171920-172526) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы.

Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в  форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую  силу. 

3.РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 

3.1. РЕФОРМА ЦАРСКОЙ  ВЛАСТИ 

22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества,

Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был  ограничен в своих полномочиях  и правах никакими высшими административными  органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти. В 1722 г.

Петром I был  издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя

"непотребство  в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".

Законодательство  того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими  преступлениями и всякий "кто  какое зло умышлять будет" и  те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости от преступления. 

3.2. РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Из всех преобразований Петра центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. 

В начале реформ старый приказной аппарат, унаследованный Петром, не претерпевал качественных изменений. Увеличение объемов управленческой деятельности пытались компенсировать ростом числа новых приказов, канцелярий. Но уже в первые годы Северной войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью маховика самодержавной инициативы. Радикально решить эту проблему Петр пытался с помощью областной реформы - создания новых административных образований - губерний. Основной целью этой реформы было обеспечение армии всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, распределенными по губерниям. 

Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в  то же время следствием развития бюрократической  тенденции, столь характерной уже  для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении

Петр намеревался  решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. 

Подобная же схема была заложена в идее организации  Сената, явившегося следующим уровнем  бюрократизации высшего управления, подтверждало возрастание значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самого самодержавия как политического режима личной власти. 

Для понимания  многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху. Для России с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а, наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и общественное сознание. Петр придавал огромное значение писаному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь. 

Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции. Мысль великого реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных, во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бы могло реализовываться законодательство. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию бесперебойной, эффективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял именно разработке и усовершенствованию многочисленных регламентационных документов, которые, по мысли их создателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата. 

Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к уставу, а к служащему - как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия - наиболее совершенная общественная структура, что она - достойная модель всего общества, а воинская дисциплина - это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. 

Информация о работе Становление абсолютизма в России