Статус кандидата в российском избирательном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:55, научная работа

Описание работы

Кандидат является основным участником избирательной кампании кандидата, избирательного объединения. Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[1] кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Работа содержит 1 файл

Статус кандидата в российском избирательном праве.docx

— 24.25 Кб (Скачать)

 

Статус  кандидата в российском избирательном  праве

Кучин, А. С.

 

Статус  кандидата в российском избирательном  праве

 

Кучин А. С.

Кандидат  является основным участником избирательной  кампании кандидата, избирательного объединения. Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[1] кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Кандидатом может стать только гражданин, обладающий пассивным избирательным правом (пассивной избирательной правосубъектностью) на соответствующих выборах.

Статус  кандидата складывается из его прав и обязанностей, ограничений и  гарантий деятельности. Причем в соответствии с действующим избирательным  законодательством можно различать  несколько модификаций статуса  кандидата: статус выдвинутого кандидата, статус зарегистрированного кандидата, статус резервного кандидата[2] и статус избранного кандидата[3]. Статус кандидата  модифицируется (преобразуется) последовательно  в зависимости от успешности его  участия в избирательной кампании. Каждая модификация статуса кандидата  характеризуется собственным объемом  прав и обязанностей и имеет место  на определенной стадии избирательного процесса. А преобразование статуса  кандидата обуславливается наличием правоизменяющих юридических фактов. 

Необходимо  различать также статусы кандидата, выдвинутого непосредственно, и  кандидата, выдвинутого в составе  списка кандидата. Статус кандидата, выдвинутого  в составе списка кандидатов, обладает некоторыми особенностями. Так, кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не вправе создавать собственный  избирательный фонд и соответственно расходовать средства на избирательную  кампанию. Такому кандидату не выделяется отдельно эфирное время и печатная площадь для предвыборной агитации. Он не вправе назначать своих собственных  представителей, его интересы в избирательном  процессе отстаивают представители  избирательного объединения. Кроме  того, анализ действующего законодательства позволяет различать статусы  кандидата, выдвинутого в порядке  самовыдвижения, и кандидата, выдвинутого  избирательным объединением.

Закон провозглашает принцип равенства  кандидатов - кандидаты участвуют  в выборах на равных основаниях, имеют равные юридические возможности. В этой связи различия в статусе  кандидата в зависимости от способа  и субъекта выдвижения необходимо соотнести  с данным принципом. Что касается неравенства кандидатов, выдвинутых непосредственно, и кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, то здесь важно понимать, что равенство  должно обеспечиваться между состязающимися субъектами. Нет никакого смысла в  обеспечении равенства статусов кандидата, выдвинутого в составе  списка кандидатов по единому избирательному округу, и кандидата, выдвинутого  по одномандатному избирательному округу. Участвуя в одних и тех же выборах, они между собой не конкурируют, а потому закрепление за ними различного объема прав не может считаться ущемлением прав кого-либо из них. В данном случае нет нарушения принципа равенства  кандидатов[4].

Избирательные объединения должны иметь юридические  возможности, позволяющие им участвовать  в избирательных кампаниях выдвинутых ими кандидатов. Однако закрепление  в связи с этим за ними соответствующих  прав не должно нарушать принцип равенства  кандидатов. Обеспечить это возможно только путем создания равных финансовых и информационных возможностей кандидатам. Кандидаты не должны получать за счет выдвинувших их избирательных объединений  дополнительные по сравнению с независимыми кандидатами финансовые и информационные возможности. В этой связи требует  пересмотра пункт 13 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», допускающий  возможность возврата избирательного залога кандидату в случае его отзыва избирательным объединением.

Вряд  ли можно считать действующее  избирательное законодательство справедливым в части предоставления кандидатам информационных возможностей. Нельзя не обратить внимание на пункт 7 статьи 51 и пункт 3 статьи 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  в соответствии с которыми законом может быть предусмотрено предоставление дополнительного бесплатного и платного эфирного времени, дополнительной платной и бесплатной печатной площади избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов.

Принцип равенства кандидатов требует пересмотра пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», предоставляющего право участвовать при проведении проверки подписей избирателей только кандидатам, представившим свои подписные  листы. На основании данного пункта кандидатам, зарегистрированным по другим основаниям, а также выдвинутым кандидатам может быть отказано в участии  в данной избирательной процедуре. Считаем, что такая норма не соответствует  принципу открытости и гласности  проведения выборов. Каждый выдвинутый кандидат должен иметь право присутствовать при проведении проверки подписей избирателей.

С момента выдвижения в качестве кандидата  гражданин приобретает статус выдвинутого  кандидата. Выдвинутый кандидат вправе назначить своих доверенных лиц  и уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Кандидат имеет  право в любой момент отозвать доверенное лицо, уполномоченного представителя  по финансовым вопросам и назначить  в качестве такого иное лицо.

Для финансирования своей избирательной  кампании выдвинутый кандидат обязан создать избирательный фонд. Данная обязанность выражается в открытии специального избирательного счета  в банке. Кандидат имеет право  распоряжаться средствами избирательного фонда. Законом может быть предусмотрена  обязанность выдвинутого кандидата  представить первый финансовый отчет. Как правило, первый финансовый отчет  представляется вместе с документами  необходимыми для регистрации. Федеральным  законом первый финансовый отчет  может быть включен в перечень документов, необходимых для регистрации  кандидата, списка кандидатов. Так, пункт 1 статьи 37 Федерального закона «О выборах  Президента Российской Федерации» прямо  называет первый финансовый отчет  среди документов, представляемых для  регистрации кандидата на должность  Президента Российской Федерации.

С момента создания избирательного фонда  кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в разрешенных на этой стадии формах: встречи с избирателями, участие в других массовых мероприятиях, распространение печатных и иных агитационных материалов. Выдвинутый кандидат не вправе проводить предвыборную агитацию в средствах массовой информации.

Выдвинутый  кандидат имеет право собирать подписи  избирателей в поддержку своего выдвижения или внести избирательный  залог, а также быть зарегистрированным по иному основанию, предусмотренному в законе. Он вправе участвовать  в проверке подписей избирателей, представленных в избирательную комиссию в его  поддержку или в поддержку  его соперников, знакомиться с  материалами проверки и получать от избирательной комиссии копии  соответствующих документов. Со дня  представления документов для регистрации  кандидат вправе назначить в избирательную  комиссию, регистрирующую кандидата, и  в нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Поскольку право быть избранным является правом, а не обязанностью гражданина, то кандидату  должна быть гарантирована возможность  снять свою кандидатуру[5]. Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» предоставляет  такое право только зарегистрированным кандидатам. Данный пробел необходимо устранить.

В целях обеспечения равенства  кандидатов избирательное законодательство устанавливает ограничения, связанные  с должностным или служебным  положением. Понятно, что лица, уже  замещающие выборные должности (“incumbent”[6]), всегда будут иметь определенные преимущества в избирательном процессе. В этой связи необходимо отличать использование выборных должностей, являющееся простым политическим преимуществом (вполне естественным), от явного злоупотребления властью, которое должно подлежать ограничению или наказанию[7]. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает запрет на использование кандидатами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также должности в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, преимуществ должностного или служебного положения. Закон в пункте 5 статьи 40 закрепляет перечень обстоятельств, подпадающих под действие данного запрета. Установленные избирательным законодательством ограничения целесообразно распространить на руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением общественных объединений), выдвинутых в качестве кандидатов. Руководители крупных предприятий обладают не меньшим «административным» ресурсом, чем лица, замещающие государственные или муниципальные должности. В их распоряжении имеется огромный штат сотрудников, транспорт, оргтехника, помещения и т.д. Установление ограничений в отношении указанных лиц позволит защитить права собственников и работников организаций.

Статус  выдвинутого кандидата прекращается в случае отказа избирательной комиссии зарегистрировать кандидата. С момента  вынесения комиссией решения  о регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат приобретает статус зарегистрированного кандидата. Статус зарегистрированного кандидата  определяется его правомочиями на стадиях  предвыборной агитации и голосования, установления его итогов, определения  результатов выборов. Зарегистрированный кандидат за 30 дней до дня голосования  получает право вести предвыборную агитацию на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях. Зарегистрированному  кандидату для проведения предвыборной агитации предоставляется бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь в соответствующих государственных  и (или) муниципальных средствах  массовой информации.

Зарегистрированный  кандидат обладает правом присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении  участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями  и протоколами об итогах голосования. Для наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью  комиссий зарегистрированный кандидат вправе назначить наблюдателей в  участковые и в вышестоящие избирательные  комиссии.

В сфере финансирования избирательной  кампании кандидату принадлежит  право распоряжаться денежными  средствами избирательного фонда. В  установленные законом сроки  зарегистрированный кандидат обязан представить  в избирательную комиссию второй финансовый отчет (или первый, если их всего два). Зарегистрированный кандидат вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, а также действия иных субъектов  избирательного процесса, нарушающие его избирательные права.

В целях исключения возможности использования  административного ресурса зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А»[8] в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Кандидат должен представить в избирательную комиссию заверенную копию приказа (распоряжения) об освобождении его от выполнения должностных обязанностей не позднее чем через три дня со дня регистрации.

Закон закрепляет гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов, представляющие собой правовые средства, обеспечивающие зарегистрированному  кандидату реализацию предоставленных  ему прав. Законодательством предусмотрены  трудовые, административно- и уголовно-правовые гарантии для кандидатов.

Поскольку избирательная кампания требует  много времени и полной самоотдачи от кандидата, то важнейшей трудовой гарантией деятельности зарегистрированного  кандидата является предоставление ему права на освобождение от работы, службы, учебы на время проведения избирательной кампании. Освобождение от обязанностей производится по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата. Со дня, указанного в заявлении, администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, обязаны освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время до дня официального опубликования результатов выборов, что оформляется соответствующим приказом (распоряжением). Согласно статье 128 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в таком случае предоставить зарегистрированному кандидату отпуск без сохранения заработной платы. По договоренности между работодателем и работником кандидату может быть  предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[9] не предусматривает возможности предоставления отпуска военнослужащим[10] по такому основанию. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своих методических рекомендациях[11]  разъяснила, что в данном случае военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов предоставляется отпуск без сохранения денежного довольствия. Данную норму необходимо закрепить в Законе. Законодательство об образовании также не содержит подобных положений. В случае отказа в предоставлении отпуска для участия в выборах работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 5.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во  время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с  работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также  направлен в командировку, призван  на военную службу, на военные сборы  или направлен на альтернативную гражданскую службу. При этом время  участия зарегистрированного кандидата  в выборах засчитывается в  общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации  в качестве кандидата.

Информация о работе Статус кандидата в российском избирательном праве