Субъекты административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...6
1.1. Субъект административной ответственности как разновидность субъекта административного права………………………………………………………...6
1.2. Право- и дееспособность субъектов административной ответственности, возможность освобождения от административной ответственности……….10
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………17
2.1. Административная ответственность физических лиц……………………17
2.2. Административная ответственность должностных лиц………………….24
2.3. Административная ответственность юридических лиц………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38

Работа содержит 1 файл

субъекты адм. отв..doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     К юридическому лицу, виновному в совершении административного правонарушения, юрисдикционный орган вправе применять лишь четыре из восьми предусмотренных в ч. 1 ст. 3.2 видов административного наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения.26

     В КРФ об АП нашло отражение правило о возможности привлечения виновного физического лица к административной ответственности за правонарушение, по которому назначено административное наказание юридическому лицу, а также о возможности привлечения к административной ответственности юридического лица за правонарушение, за которое привлечено к административной или уголовной ответственности физическое лицо. Это правило обусловлено принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины, и освобождение виновного лица от ответственности в связи с привлечением к ответственности за это деяние другого лица (в том числе и юридического) недопустимо.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Создание усилиями органов и должностных лиц государственного и муниципального управления надлежащих условий для полноценной реализации прав и свобод российских граждан актуализирует научное осмысление административно-правового статуса физических и юридических лиц и его законодательного обеспечения. Однако приходится констатировать, что преимущественное внимание исследователей административного права традиционно сосредоточено на таких его составляющих, как государственное управление, исполнительная власть, органы государственного управления (органы исполнительной власти), государственная служба, правовые акты управления, административно-правовые методы, административное принуждение, административный процесс, административно-правовые режимы.

     Не  умаляя значение перечисленных и иных институтов административного права, все же нельзя не признать, что они по своей юридической природе производны от правового статуса граждан (юридических лиц) в сфере управления. Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений.

     Административно-правовой статус лица в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической регламентации положения физических и юридических лиц в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства.

     При этом задача адекватного современным  социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к конструированию административно-правового статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

     Составным элементом административно-правового статуса лица является его статус как субъекта административной ответственности, который реализуется в случае совершения административного правонарушения и отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности.

     Административная  ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности  вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности  специфически преломляются применительно  к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

     Существо  административного правонарушения раскрывается законодателем в совокупности его признаков. Выделяются три признака административного правонарушения – противоправность, виновность и наказуемость. Отмеченные признаки административного правонарушения образуют юридический состав – единственное основание административной ответственности и применения административного наказания. Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

     Состав  административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

     Субъектом административного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Для физических лиц установлен нижний возрастной предел наступления административной ответственности – 16 лет. Для отдельных категорий физических лиц установлены определенные особенности административной ответственности:

     1) иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать правила пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации; на них не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности;

     2) военнослужащие,  граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, вместо административной несут дисциплинарную ответственность (кроме составов, перечисленных в ч. 2 ст. 2.5 К об АП);

     3) за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами к ответственности привлекаются собственники транспортных средств либо лица, владеющие транспортными средствами на ином праве.

     Должностные лица несут повышенную административную ответственность по сравнению с рядовыми гражданами.

     Также необходимо отметить, что законом предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в силу малозначительности совершенного деяния. Должностное лицо, уполномоченное принимать решение по делу, может ограничиться устным замечанием.

     Административная  ответственность в КРФ об АП урегулирована  достаточно четко, однако, ст. 2.6.1. КРФ  об АП, введенная в действие в  июле 2008 года, на мой взгляд, нуждается в корректировке. Данная статья в целом противоречит презумпции невинности, установленной в нашем государстве, хотя примечанием к ст. 1.5 и была введена обязанность доказывания своей невиновности собственниками (владельцами) транспортных средств.

     Предлагаю, во-первых, изложить ч.1 ст. 2.6.1 КРФ об АП в следующей редакции:

    «Статья 2.6.1. Административная ответственность  лиц, управляющих  транспортными  средствами

    1. К административной ответственности  за административные правонарушения  в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются лица, управляющие транспортным средством на момент фиксации правонарушения».

    Во-вторых, примечание к ст. 1.5 КРФ об АП следует  исключить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Российская Федерация. Конституция (1993). [Текст]: [с поправками от 30.12.2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - N 4. - Ст. 445.

     2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009)] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32.- Cт. 3301.

     3. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.10.2010)] // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 1 (ч.1).- Cт. 1.

     4. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.10.2010)] // Собрание законодательства РФ.- 1996. - N 25.- Cт. 2954.

     5. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: [федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 11.03.2010)] // Собрание законодательства РФ. -1998. - N 13. - Ст. 1475.

     6. Российская Федерация. Законы. О статусе военнослужащих [Текст]: [федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.07.2010)] // Собрание законодательства РФ. -1998. - N 22. - Ст. 2331.

     7. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010)] // Собрание законодательства РФ. -2003. - N 40. - Ст. 3822.

     8. Российская Федерация. Верховный Суд РФ. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе [Текст]: [постановление Пленума от 10.02.2000 N 6] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - N 2.

     9. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2007. – 564 с.

     10.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. – 728 с.

     11.Арбудкин А.М., Бирюков М.Н. и др. Административная ответственность за нарушение общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних де / А.М. Арбудкин, М.Н. Бирюков. – M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1993. – 142 с.

     12.Бакулина И. ответственность должностных лиц // Журнал «Бюджет». – 2009. -№ 12.

     13. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2008. – 640 с.

     14. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2008. – 386 с.

     15. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.

     16. Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право. Учебник для вузов / Н.В. Бровко, М.Б. Смоленский, Ю.А. Соколова. – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 365 с.

     17. Бунеева Ю.А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина / Ю.А. Бунеева. – Н.Новгород, 2000. – 76 с.

     18. Звоненко Д.П. Административное право. Учебник / Д.П. Звоненко. – М.: ЮстицИнформ, 2007. – 416 с.

     19. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. – М.: Проспект, 2009. – 732 с.

     20. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 768 с.

     21. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. – M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. – 280 с.

     22. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях / М.Я. Масленников. – Воронеж, 1990. – 90 с.

     23. Смоленский М.Б., Акопов Л.В. Административное право. Учебник / М.Б. Смоленский, Л.В. Акопов. – М.: ИТК "Дашков и К", Наука-Пресс, 2007. – 352 с.

     24. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты / Ю.Н. Старилов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – 728 с.

     25. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность / М.С. Студеникина. – М.: Международные отношения, 1990. – 104 с.

     26. Судебные акты Центрального районного суда г. Новокузнецка. - Режим доступа: http // www.centralny.kmr.sudrf.ru 
 
 

Информация о работе Субъекты административной ответственности