Судебная власть и правосудие. Их признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является комплексное изучение судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие судебной власти;
- выявить соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти
1.2 Признаки судебной власти
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ
2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)
2.2 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ
2.3 Конституционный Суд РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Тест

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 75.06 Кб (Скачать)

Подведомственность  и подсудность дел арбитражным  судам, процедура судебного разбирательства  и принятия решений, порядок и  основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны  с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов  и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма  в процессе третейского разбирательства  экономических споров, отнесенных законом  к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно  АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических  отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается  разбирательство дел о некоторых  административных правонарушениях, совершенных  юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КРФоАП).

 

2.3 Конституционный Суд Российской Федерации

 

Сущностные  отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его  главной функцией — обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой  федеральных законов, других актов  на предмет их соответствия Конституции  РФ. Конституционный Суд РФ как  орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных  правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при  этом он не устанавливает фактические  обстоятельства, исследование которых  отнесено к компетенции других правоприменительных  органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно  вопросы права»13.

Конституционный Суд Российской Федерации при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов».

Статус  Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе  как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного  органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции  РФ и в случае их неконституционности  лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ является органом, принимающим  окончательное решение по этому  вопросу. Конечно, и другие суды применяют Конституцию РФ и истолковывают ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, — это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.

Деятельность  Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру — конституционное  производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых  Советом Федерации председателей  Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Имеются и иные отличия.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ по отношению друг к другу выступают  органами одного уровня, являясь высшими  судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный  Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что  отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен  правом прекратить действие правового  акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные  нормы, привнося в их содержание новые моменты.14

Полномочия  Конституционного Суда РФ за время  его существования претерпели ряд  изменений. Отчасти это связано  с более четким разграничением его  полномочий, отчасти — с ограничением правовых возможностей Суда в системе  разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ (ст. 125), с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.

1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Под законами и иными нормативными актами субъектов  РФ понимаются нормативные акты, принимаемые  законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;

в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров,

конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

2. По разрешению споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд рассматривает споры о  компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.

3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ — единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле).

5. Связанные с дачей заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения Президента от должности. По запросу Совета Федерации Суд обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Второй вариант заключения влечет прекращение процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93, ч. 7 ст. 125 Конституции РФ).

6. По реализации права выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов.

7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Подводя итоги можно сказать, что суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные.

Арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных  правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в заключение можно сделать следующие  выводы:

1. Судебная  власть — это самостоятельная  независимая ветвь государственной  власти, осуществляемая судами, которые  выполняют возложенные на них  законом полномочия посредством  установленного судопроизводства.

2. Признаки судебной власти: судебная власть — вид государственной власти. Она — одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти;

судебная  власть осуществляется только специальными государственными органами — судами; исключительность судебной власти —  признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти;

независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.

3. Судебная  власть осуществляетсятолько судом. Суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд — единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти — правосудие.

4. В соответствии  с Конституцией РФ и Законом  о судебной системе в настоящее  время существует три системы  судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

 

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // КонсультантПлюс, 2011.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2011.
  3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2011.
  4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2011.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // КонсультантПлюс, 2011.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12. 2001 г. № 174-ФЗ // КонсультантПлюс, 2011.
  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 г. 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // КонсультантПлюс, 2011.
  8. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2011.
  9. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2011.
  10. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации: (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс, 2011.
  11. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2011.
  12. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2011.
  13. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». // КонсультантПлюс, 2011.
  14. Батова С.А. и др. Судебная система России. – М: Дело, 2001.
  15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  16. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Возникновение и развитие учения о правовом государстве. - М.: НОРМА, 2009.
  17. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Возникновение и развитие учения о правовом государстве. - М.: НОРМА, 1999.
  18. Лазарев В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2007. № 5. С. 23-28.
  19. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.
  20. Никоров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005. № 3. С. 17-29.
  21. Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В. Лазарева. – з-е изд., перераб и доп. – М.: Юрист, 2008.
  22. Попова Ю.А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2008. № 3. С. 12-18.
  23. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.
  24. Салищева Н.Г., Абдуллаев Е.В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2004. № 1. С. 7-9.

 

 

 

 

 

Вариант 4

  1. Судьи районных судов назначаются  на должность:
  2. председателем вышестоящего суда;
  3. Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении соответствующей квалификационной комиссии судей и с учетом мнения законодательного органа субъекта;
  4. местным органом юстиции.
  5. Какое из приведенных требований для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ не соответствует закону?
  6. возраст – не моложе 25 лет;
  7. наличие высшего юридического образования;
  8. наличие гражданства РФ.
  9. Полномочия судьи (общего, военного и арбитражного суда) приостанавливаются или прекращаются по решению:
  10. Президента РФ;
  11. соответствующей квалификационной  коллегии судей;
  12. конференции или съезда судей.
  13. Конституционный Суд РФ состоит из:
  14. 10 судей;
  15. 19 судей;
  16. 25 судей.
  17. В составе арбитражного суда субъекта РФ действуют:
  18. 2 судебные коллегии, Президиум;
  19. 4 судебные коллегии, Президиум;
  20. 3 судебные коллегии.
  21. Какое из полномочий заведующий юридической консультацией не вправе осуществить?
  22. заключать соглашения с гражданами об оказании юридической помощи;
  23. распоряжаться средствами юридической консультации в соответствии со сметой;
  24. исключать адвокатов из коллегии адвокатов.
  25. Входит ли в полномочия органов прокуратуры расследование уголовных преступлений?
  26. входит;
  27. не входит;
  28. этот вопрос законом не регламентирован.
  29. Высшим органом в системе частного нотариата является:
  30. федеральная нотариальная палата РФ;
  31. Министерство юстиции РФ;
  32. Верховный Суд РФ.
  33. Оперативно-розыскную деятельность не вправе осуществлять:
  34. органы ФСБ;
  35. органы прокуратуры;
  36. органы МВД.
  37. Комиссии по делам несовершеннолетних образуются и функционируют при:
  38. органах юстиции;
  39. администрациях (районных, городских, областных);
  40. судах.

Информация о работе Судебная власть и правосудие. Их признаки