Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов (НПА)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

Работа содержит общие положения темы и рассмотрение отдельных законов.

Работа содержит 1 файл

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов.docx

— 58.39 Кб (Скачать)

Судебный  порядок оспаривания нормативных  правовых актов (НПА)

I. Общие положения

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 (в редакцииПостановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 13) при судебном оспаривании нормативного правового актаследует руководствоваться следующим порядком.

1. Обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, вправе лица, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 251 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ):

- гражданин,  организация, считающие, что принятым  и опубликованным в установленном  порядке нормативным правовым  актом органа государственной  власти, органа местного самоуправления  или должностного лица нарушаются  их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

- с заявлением  о признании нормативного правового  акта противоречащим закону полностью  или в части в суд вправе  обратиться Президент Российской  Федерации, Правительство Российской  Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации,  высшее должностное лицо субъекта  Российской Федерации, орган местного  самоуправления, глава муниципального  образования, считающие, что принятым  и опубликованным в установленном  порядке нормативным правовым  актом нарушена их компетенция.

2. При решении вопроса о том, подведомственно ли суду рассмотрение такого заявления, необходимо учитывать вид оспариваемого нормативного правового акта и вид нормативного правового акта, о проверке соответствия которому ставится вопрос в заявлении.

3. Судам подведомственны  дела об оспаривании полностью  или в части нормативных правовых  актов ниже уровня федерального  закона, перечисленных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции Российской Федерации, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации по основаниям их противоречия федеральным законам).

4. Следует иметь в виду, что судам неподведомственны дела:

- об оспаривании  по основаниям противоречия федеральным  законам нормативных правовых  актов Президента Российской  Федерации или Правительства  Российской Федерации в случаях,  когда проверка соответствия  указанных нормативных правовых  актов федеральному закону невозможна  без установления их соответствия Конституции Российской Федерации;

- об оспаривании  конституций и уставов субъектов  Российской Федерации, поскольку  проверка соответствия учредительного  акта субъекта Российской Федерации  федеральному закону сопряжена  с установлением его соответствия  нормам Конституции Российской Федерации.

5. Исходя из положений статьи 245 ГПК РФ суды не вправе рассматривать и разрешать дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов, в случаях, когда федеральным законом их рассмотрение прямо отнесено к ведению арбитражных судов (например, абзацем первым пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции").

6. При наличии  в субъекте Российской Федерации  конституционного (уставного) суда  субъекта Российской Федерации  суды общей юрисдикции не вправе  рассматривать дела о проверке  соответствия законов субъекта  Российской Федерации, нормативных  правовых актов органов государственной  власти субъекта Российской Федерации,  органов местного самоуправления  конституции (уставу) субъекта Российской  Федерации, поскольку рассмотрение  этих дел отнесено частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

Вместе с  тем если в субъекте Российской Федерации  такой суд не создан (то есть отсутствует  возможность осуществления иного  судебного порядка оспаривания  нормативных правовых актов на предмет  соответствия их конституции или  уставу субъекта Российской Федерации), то в целях реализации гарантированного частью 1 статьи 46Конституции Российской Федерации права на судебную защиту рассмотрение названных выше дел осуществляется судами общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда рассмотрение дел о проверке соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации передано Конституционному Суду Российской Федерации заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 3Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

7. Частью 4 статьи 251 ГПК РФ установлена родовая подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов:

- Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти;

- дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, а также нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, рассматриваются Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;

- Верховные  суды республик, краевые, областные  суды, суды городов федерального  значения, суд автономной области  и суды автономных округов  рассматривают дела об оспаривании  нормативных правовых актов органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации (законодательных  (представительных), высших исполнительных  и иных органов государственной  власти, образуемых в соответствии  с конституцией (уставом) субъекта  Российской Федерации, высшего  должностного лица субъекта Российской  Федерации, если такая должность  установлена конституцией или  уставом субъекта Российской  Федерации). При этом следует иметь  в виду, что к иным органам  государственной власти относятся  органы (независимо от их наименования), созданные в соответствии с  конституцией (уставом) на основании  нормативного правового акта  законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации  и (или) его высшего должностного  лица по территориальному, функциональному  (отраслевому) либо иному принципу;

- все дела об оспаривании нормативных правовых актов, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, а также не отнесенные статьей 27 ГПК РФ и пунктом 1 части 3 статьи 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются районными судами. Заявления по таким делам подаются в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт;

- мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности (статья 23ГПК РФ).

8. Должностные  лица, органы государственной власти  и местного самоуправления, перечисленные  в части 2 статьи 251ГПК РФ (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция), вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция. Нарушением компетенции, в частности, следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд. В заявлении должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом или его частью компетенции соответствующего должностного лица или органа.

9. Заявление  об оспаривании нормативного  правового акта или его части  должно соответствовать требованиям,  предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

К заявлению  об оспаривании нормативного правового  акта или его части помимо копии  этого акта либо его части должны быть приобщены копия заявления, документ, подтверждающий уплату государственной  пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя  заявителя.

10. Нормативный  правовой акт или его часть  могут быть признаны недействующими  с того времени, когда они  вошли в противоречие с нормативным  правовым актом, имеющим большую  юридическую силу. В случае, если  оспариваемый акт был принят  ранее нормативного правового  акта, имеющего большую юридическую  силу, он или его часть могут  быть признаны недействующими  со дня вступления в силу  нормативного правового акта, имеющего  большую юридическую силу, которому  он или его часть стали противоречить.  Оспариваемый акт, принятый позднее  нормативного правового акта, имеющего  большую юридическую силу, которому  он или его часть не соответствует,  может быть признан судом недействующим  полностью или в части со  дня вступления в силу оспариваемого  акта.

Если нормативный  правовой акт до вынесения решения  суда применялся и на основании этого  акта были реализованы права граждан  и организаций, суд может признать его недействующим полностью  или в части со дня вступления решения в законную силу.

II. Специальные нормы законодательства, регулирующие порядок обжалования законности нормативныхправовых актов

1. Закон РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

(фрагмент)

Статья 1. Право  на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин  вправе обратиться с жалобой в  суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые  могут быть обжалованы в суд, относятся  коллегиальные и единоличные  действия (решения), в том числе  представление официальной информации в результате которых:

· нарушены права и свободы гражданина;

· созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

· незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане  вправе обжаловать также бездействие  указанных в части первой настоящей  статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных  служащих, если оно повлекло за собой  последствия, перечисленные в той  же части статьи.

2. Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

(фрагмент)

Статья 27. Обеспечение  соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам  конституций (уставов), законов и  иных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов (НПА)