Сущность административной деятельности милиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. В связи с этим большое значение приобретает изучение административной деятельности органов внутренних дел курсантами и слушателями образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля МВД России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Сущность и основные черты административной деятельности ОВД……4
§2. Принципы административной деятельности ОВД………………………..10
§3. Понятие и основные виды методов административной деятельности милиции…………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 34.95 Кб (Скачать)

Внешняя административная деятельность характеризуется обязательностью  указаний (распоряжений) органа внутренних дел (или его полномочного представителя) для другой стороны данного правоотношения. Таковы, например, указания инспектора государственной противопожарной  службы об устранении нарушений правил пожарной безопасности, требования инспектора лицензионно-разрешительной системы  о предоставлении необходимых документов при выдаче разрешений на приобретение и хранение огнестрельного оружия и  других объектов, подпадающих под  лицензионно-разрешительную систему, требование работника милиции о  прекращении правонарушения и т.п.

Форма административной деятельности органов внутренних дел - это организационно-правовое внешнее выражение конкретных однородных действий, совершаемых в целях  практического осуществления стоящих  перед ними задач. Следовательно, форма  есть объективированное выражение  сущности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц, которые  осуществляют административную деятельность. При этом форма, раскрывая содержание деятельности, показывает вместе с  тем конкретные пути ее осуществления.

Различают правовые формы, когда  совершаемые в них действия влекут юридические последствия, и неправовые, не вызывающие непосредственно правовых последствий. К последним относятся  формы выражения организационных  и материально-технических действий по управлению. Поскольку, однако, указанные  действия совершаются в соответствии с законом, а формы выражения  действий закрепляются в правилах и  положениях в виде общих принципов  деятельности, то они также должны соответствовать целям и задачам  административной деятельности.

Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется в следующих формах: правотворческая (правоустановительная); правоприменительная, которая в свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную;

проведение организационных  мероприятий; совершение материально-технических  действий, операций.

Примером правотворческой  формы деятельности является издание  уставов, положений, инструкций МВД  России. Примером правоприменительной  формы деятельности может служить  издание приказа начальника органа внутренних дел о назначении на должность  того или иного работника (регулятивная форма правоприменительной деятельности) или постановление начальника горрайоргана внутренних дел о наложении штрафа на правонарушителя (правоохранительная форма правоприменительной деятельности).

К организационной форме  деятельности относятся: совещания, консультации, инструктирование, обмен опытом, проведение профилактических бесед, изучение и  оценка обстановки, обучение и др.

Материально-техническая  форма деятельности, являясь необходимой  предпосылкой для правотворческой, правоприменительной и организационной  деятельности, выражается в подготовке и обработке информационных материалов, справок, отчетов, обзоров, осуществлении  учетно-статистической работы, делопроизводства.

§2. Принципы административной деятельности органов внутренних дел

Под принципами административной деятельности органов внутренних дел  понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в  административной деятельности. Принципы отражают объективность закономерностей  общественного развития, характерные  черты практики социального управления вообще и административной деятельности органов внутренних дел в частности.

Содержание принципов  объективно выражает сущность административной деятельности, ее наиболее характерные  черты. Будучи облеченными в форму  правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых  должна строиться и осуществляться административная деятельность. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.

Вместе с тем некоторые  идеи-принципы, оказывающие регулирующее воздействие на административную деятельность, не находят своего закрепления в  законодательстве в виде соответствующих  формулировок, следовательно, не являются правовыми и специфическими для  административной деятельности органов  внутренних дел. К таким идеям-принципам  относятся, скажем, гуманизм, социальная справедливость и др. Это - социальные принципы, носящие мировоззренческий характер. Однако идеи социальной справедливости, гуманизма и другие принципы должны пронизывать всю деятельность органов внутренних дел.

Охрана жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов  общества и другие гуманитарные цели административной деятельности органов  внутренних дел (милиции) могут быть достигнуты только на основе социальной справедливости, принципа гуманизма  и других принципов, при наличии  у граждан права на защиту, при  наличии презумпции невиновности и  иных нравственно-руководящих идей.

Принципы административной деятельности органов внутренних дел  представляют собой результат отражения  объективно действующих закономерностей, присущих им общих черт, которые  становятся общим началом административной деятельности органов внутренних дел  в целом. Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако выработка  людьми принципов не означает, что  они носят чисто субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов  развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

Итак, принципы образуют основу административной деятельности. Из основы выводятся все остальные свойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности - такова и ее сущность.

Классификация принципов. Принципы административной деятельности органов  внутренних дел образуют систему, в  которой они так или иначе  связаны и взаимообусловлены. Ввиду  этого эффективность административной деятельности достигается последовательным применением всей системы принципов  и каждого из них в отдельности. Вместе с тем выделение того или иного принципа из системы дает возможность конкретно определить роль каждого принципа, что - облегчает их практическое применение.

В системе принципов административной деятельности органов внутренних дел  выделяются социально-правовые и организационные  принципы.

К социально-правовым относятся  те принципы, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в административной деятельности независимо от уровня и  места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим административную деятельность. Это такие принципы как: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, опора на поддержку и доверие народа, законность, научность, сочетание гласности и профессиональной тайны.

 Важная роль социально-правовых  принципов обусловлена тем, что  они являются основополагающими  социальными (моральными, юридическими) правилами административной деятельности  органов внутренних дел.

К организационным относятся  принципы, на основе которых строится, организуется административная деятельность органов внутренних дел. Этими принципами руководствуются при создании аппаратов, служб, органов, подразделений и  других организационных структур, осуществляющих административную деятельность. Применение указанных принципов позволяет  избрать наиболее оптимальные варианты структуры и функционирования органов, рационально распределить компетенцию  между субъектами деятельности, устранить  параллелизм и дублирование в  реализации функций административной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Понятие и  основные виды методов административной деятельности милиции

Общепринятым в административном праве является мнение, что под методом государственного управления понимаются способы (приемы) целенаправленного организующего воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека2. В методах выражается содержательная сторона управленческой деятельности, а именно то, каким образом осуществляется целенаправленное воздействие субъекта управления на объект, каким образом должностные лица в процессе осуществления управленческой деятельности решают поставленные перед ними задачи.

Под методами административной деятельности органов внутренних дел (милиции) понимается совокупность установленных  законом способов и средств решения  управленческих задач, при которых  гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного  порядка и общественной безопасности3.

Следовательно, методы административной деятельности милиции представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники милиции воздействуют на сознание и  поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в  процессе осуществления возложенных  на них служебных обязанностей.

При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного  порядка и общественной безопасности милиция использует такие традиционные и проверенные временем методы, как  убеждение и принуждение. Названные  методы - это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные  для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и  в особенности для деятельности милиции.

По характеру воздействия  методы управленческого воздействия  подразделяются на прямые (административные) или косвенные (экономические). Учитывая специфику милицейской деятельности, сотрудники милиции при осуществлении  административной деятельности используют в основном прямые методы управления, которые характеризуются односторонним  непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. В этих случаях субъект управления (орган, должностное лицо) принимают  решение, исполнение которого носит  обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления (физического или юридического лица) отрицательные последствия (ответственность).

Наряду с общими методами управления в научной литературе предпринята попытка выделить и  классифицировать специальные методы полицейской деятельности, которые  детерминированы спецификой полицейской  деятельности, обусловлены особенностями  охраняемых объектов4.

Учитывая содержание внешневластной административной деятельности милиции, по способу охраны правопорядка и  характеру воздействия каждого  метода на общественные отношения в  дополнение к указанным общим (универсальным) методам управленческой деятельности можно выделить следующие специальные  методы административной деятельности милиции: осуществление административного  надзора, применение прямого административного  принуждения, оказание полицейской  помощи, выдача полицейского разрешения, государственная регистрация, лицензирование.

Административный надзор как метод - это узкоспециализированное наблюдение сотрудниками милиции за точным соблюдением гражданами, должностными лицами, организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения. Административный надзор осуществляется путем наблюдения, выявления, патрулирования, посещения, проверок и иными путями. Административный надзор может сочетаться с другим методом полицейской деятельности - административным принуждением.

Оказание полицейской  помощи представляет собой особый способ охраны субъективных прав граждан (права  на жизнь, здоровье, медицинскую помощь и т. д.).

Особенность полицейской  помощи состоит в том, что она  в отличие от других видов государственной  помощи может предоставляться гражданам  и организациям как по их просьбе, добровольно, так и без их согласия, то есть принудительно. Принудительная помощь, к примеру, может иметь  место в действиях милиции  в следующих случаях: при обнаружении  пьяных граждан, находящихся в бессознательном  состоянии или имеющих травмы и повреждения, в случае тяжелого опьянения несовершеннолетних, оказавшихся  вне дома в общественном месте, и  т. д.

Выдача разрешения - способ обеспечения общественной безопасности, при котором в условиях существования  общего запрета на определенные действия всех лиц, отдельные граждане получают от компетентных органов разрешение на такого рода действия (разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия).

Информация о работе Сущность административной деятельности милиции