Теологическая теория происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех повеления и обладает суверенитетом. Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложение первобытнообщинного строя, появление частной собственности на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых. К ним также следует отнести распад родовой общины на отдельные семьи и ее преобразование в соседскую, переход к территориальной организации населения, учащение войн, усиление военной организации племен, воздействие религии.

Содержание

Введение
1. Основные причины происхождения государства
2. Психологическая теория происхождения государства
3. Причины появления психологической школы. Биография и творчество Л.И. Петражицкого
3.1 Методологические и философские основы теории
3.2 Этические эмоции
4.Оценка психологической теории
Заключение.

Работа содержит 1 файл

на право реферат.docx

— 32.78 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План:

     Введение

     1. Основные причины происхождения  государства

     2. Психологическая теория происхождения  государства 

    3. Причины  появления психологической школы.  Биография и творчество Л.И.  Петражицкого 

         3.1 Методологические и философские  основы теории

                 3.2 Этические эмоции

     4.Оценка  психологической теории

     Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

1. Основные причины  происхождения государства

      Государство - это единая политическая организация  общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и  её население, располагает для этого  специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех повеления  и обладает суверенитетом. Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложение первобытнообщинного  строя, появление частной собственности  на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых. К ним также следует отнести распад родовой общины на отдельные семьи и ее преобразование в соседскую, переход к территориальной организации населения, учащение войн, усиление военной организации племен, воздействие религии.

     Основными причинами появления  государства были следующие:

      - необходимость совершенствования  управления обществом, связанная  с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано  с развитием производства, появлением  новых отраслей, разделения труда,  изменением условий распределения  общего продукта, ростом численности  населения, проживающего на определенной  территории и т.п.

     - необходимость организации крупных  общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявилось  в тех регионах, где основой  производства было поливное земледелие, которое требовало строительства  каналов, водоподъемников, поддержания  их в рабочем состоянии и  т.п.

     - необходимость поддержания в  обществе порядка, обеспечивающего  функционирование общественного  производства, социальную устойчивость

     общества, его стабильность, в том числе  и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося прав, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

     - необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

     Большую роль в процессе государствообразования необходимо отвести религии. Она оказала существенное влияние на объединение отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем. В период объединения племен династия новых властителей стремилась утвердить и общие религиозные каноны. Такое значение имели Артхашастра в древней Индии, культ солнца и бога Озириса в Древнем Египте и т.п. Постепенно к новым условиям приспосабливаются религиозные верования племен майя, инков, скифов. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывая передачу ее по наследству.

     Появление государства характерно тем, что  образуется группа людей, занимающаяся только управлением и применяющая  особый аппарат принуждения. Когда  появляется такая особая группа людей, которая только тем и занята, чтобы  управлять, и которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию - в  тюрьмах, особых отрядах людей, войске и пр. - тогда появляется государство. Государство в отличие от социальной организации первобытнообщинного  строя отличалось следующими признаками:

  • Разделение подданных государства по территориальным единицам.
  • Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.
  • Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарат государственной власти.
 

     2. Психологическая теория происхождения государства

     Ее  сторонники определяют общество и государство  как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении  психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости  коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители  психологической теории считают, что  общество и государство есть следствие  психологических закономерностей  развития человека. В действительности же объяснить причины возникновения  и функционирования государства  только с психологической точки  зрения вряд ли возможно. Понятно, что  все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве. Государство — явление чрезвычайно многогранное.

     Причины его возникновения объясняются  многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев). Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни. В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием.

           Таким образом основная суть психологической теории заключается в том, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

     Однако  люди не равны по своим психологическим  качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.  

     3. Причины появления психологической школы. Биография и творчество Л.И. Петражицкого

     Вопрос  соотношения морали и права приобрел необычайную остроту в русской  научной и общественной мысли XIX - начала XX в. Решение этой проблемы было тесным образом связано с  осознанием путей историко-культурной самобытности и направленности общественного  развития России. Славянофилы и консерваторы отрицали право в пользу морали, либеральное крыло российской интеллигенции  рассматривало право как высшую социальную ценность.

     Выбор мировоззренческой и методологической основы юриспруденции в России XIX - начала XX в. был относительно невелик: юридический позитивизм или доктрина естественного права. Но сделать этот выбор было нелегко, поскольку юридический позитивизм, отождествлявший право с законом, не соответствовал идее либералов о независимости права от государства, а доктрина естественного права XVII - XVIII в.в. в начале XX в. выглядела явным анахронизмом и не удовлетворяла запросов юриспруденции.

     В такой ситуации неопределенности в  целях решения проблемы соотношения  морали и права была создана известным  российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства.

     Он  объяснял появление государства  особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей  к поиску авторитета, которому можно  было бы подчиняться и указаниям  которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство  и право порождены не материальными  условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

     Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический.

     Окончив Киевский университет, Л.И. Петражицкий продолжил обучение в Германии. Он обучался в так называемой римской семинарии, готовившей профессоров римского права.

     По  возвращении в Россию Л.И. Петражицкий занялся вопросами общей теории права. В 1896 г. он преподавал в Киевском университете. В 1897 г. защитил тезисы докторской диссертации по теме «Акционерные общества» и стал ординарным профессором права в Санкт-Петербургском университете. Молодой ученый пришел на смену Н.М. Коркунову, чей курс лекций по общей теории права считался одним из лучших в Европе.

     В этот период правовед издает два своих  основных произведения – «Введение  в изучение права и нравственности» (1905) и «Теория права и государства  в связи с теорией нравственности» (1907 - 1910). В них он и осуществил синтез теории права с психологией.

     После Февральской революции Временное  правительство назначило Л.И. Петражицкого одним из сенаторов первого департамента Правительствующего Сената с оставлением должности профессора Петроградского университета.

     После Октябрьской революции в 1921 г. Петражицкий принял польское гражданство на основе Рижского договора 1921 г. об оптации. Университеты Германии и Чехословакии предлагали ему кафедры, однако он предпочел Варшавский университет, где для него была специально создана кафедра социологии. В Польше правовед занимался сугубо преподавательской деятельностью, работал над социологическими проблемами, переиздавал свои труды.

     В период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания погибли рукописи Л.И. Петражицкого. Однако созданного им оказалось достаточно, чтобы не утратить внимания мировой юриспруденции.

     В формировании теории права и государства  Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов.

     Первый  период (с 1897 г. по 1900 г.) - творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них автор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое право?», идеи которой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки философии права». В последних трудах уже даны основные положения его теории.

     Второй  период (1900 - 1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий уже более детально разрабатывает методологические посылки своей теории. Его научные наработки отражаются в работе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение».

     Третий  период (1905 - 1909 гг.) характеризуется построением целостной системы юридических понятий на основе методологии, разработанной в предшествующие годы. Все это вылилось в двухтомный труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», опубликование которого стало крупным научным событием того времени не только в русской, но и в европейской литературе.  

     3.1 Методологические и философские основы теории

     В освещении правовых явлений и  самой природы права Л.И. Петражицкий в методологическом и философском отношении следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность.

Информация о работе Теологическая теория происхождения государства