Теория человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилос

Работа содержит 1 файл

Капитал.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Пензенский  Государственный Университет

Кафедра «Экономическая теория и мировая  экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: Теория человеческого капитала

по дисциплине «Экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: ст. гр. 08ВВ2

                    Козицын А.И.

                    Проверила:

                    Сальникова  О.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

     2011

Содержание:

1. Введение

     Элементы  теории человеческого капитала (ЧК) существовали с тех давних пор, когда  формировались первые знания и система образования.

     В научной литературе понятие человеческого  капитала (Human Capital) появилось в публикациях  второй половины XX века в работах  американских ученых-экономистов Теодора  Шульца[5] и Гэри Беккера[6] (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала (ЧК) им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

     Теория  человеческого капитала базируется на достижениях институциональной  теории, неоклассической теории, неокейнсианства  и других частных экономических  теориях. Её появление стало ответом  экономической и смежных с  ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

     Вклад в развитие современной теории человеческого  капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик[7], С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

     Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий  человеческого фактора и человеческого ресурса, однако ЧК является более широкой экономической категорией[8].

     Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось[9].

     Так, С. Фишер[10] дал следующее определение ЧК: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» . В настоящее время и это определение можно считать определением ЧК в узком смысле.

     Саймон  Кузнец среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое месте  стартовые потенциалы физического  капитала и человеческого капитала . Как видим, Саймон Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого капитала. И это не случайно. Высокий уровень и качество накопленного ЧК необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И, в итоге, именно, достаточно высокие уровень и качество ЧК страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, по Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.1

2. Понятие человеческого  капитала

 

     Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

     Понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось  в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов  Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала (ЧК) им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

     Основоположники теории человеческого капитала (ЧК) дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие ЧК. В результате ЧК превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики — экономики знаний[17].

     В настоящее время на базе теории и  практики ЧК формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США  и ведущих европейских стран. На основе теории ЧК, отставшая было, Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике. И создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.

     Все это имело место не потому, что  теория и практика ЧК реализовала  в себе некую волшебную палочку, а потому, что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно-технического бизнеса.

     Развитие  науки, формирование информационного  общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.

     В условиях глобализации мировой экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая ЧК, из страны в  страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной  конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.

     И огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

     Понимание и выбор ЧК в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального ЧК как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

     Ядром ЧК, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала.

     Поэтому разделение труда на неквалифицированный  труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержание при определении ЧК, который основоположники теории ЧК отождествляли с образованными людьми и их накопленными знаниями и опытом. Понятие ЧК как экономической категории постоянно расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний[8].2

3. Инвестиции в человеческий капитал

 

     Под человеческим капиталом понимается комплекс качеств, навыков, способностей и знаний человека, используемых им при осуществлении хозяйственной деятельности в интересах получения дохода. Основу формирования человеческого капитала составляют инвестиции в развитие человеческих ресурсов с целью повышения их производительности —инвестиции в человеческий капитал. К ним относятся инвестиции в приобретение базовых навыков, квалификации, накопление опыта и знаний (нередко объединяемые в единую категорию инвестиций в образование, которым в рамках теории человеческого капитала уделяется основное внимание), а также инвестиции в поддержание трудоспособности (охрану здоровья) и приобретение специфических личных качеств, необходимых для занятия той или иной профессиональной деятельностью. При этом предполагается, что инвестиции в образование и приобретение специфических качеств увеличивают фонд человеческого капитала, в то время как инвестиции в поддержание работоспособности продлевают срок его службы (иногда говорится, что они замедляют обесценение фонда здоровья, причем под абсолютным обесценением фонда здоровья, соответствующим нулевому уровню будущих доходов, понимается смерть индивида).

     Категория человеческого капитала имеет близкие  параллели с понятием физического  капитала, что указывает на качественную аналогию между материальными ресурсами индивида и его личностными ресурсами с точки зрения их использования для получения дохода от экономической деятельности. Сходным является и критерий оценки экономической эффективности инвестиций в накопление обоих типов капитала: степень эффективности инвестиций в человеческий капитал определяется соотношением дисконтированных затрат, необходимых для приобретения определенных качеств, знаний и навыков (плата за образование и медицинское обслуживание, упущенный доход за период обучения) и дисконтированного прироста дохода, полученного благодаря использованию накопленного человеческого капитала в хозяйственной деятельности.

     Вместе  с тем за человеческим капиталом  признается ряд важных особенностей, не свойственных иным видам капитала. Права собственности на человеческий капитал в современных обществах, отвергающих институт рабства, не могут быть переданы другим лицам, благодаря чему человеческий капитал не может являться объектом залога или отчуждения. Таким образом, единственным видом денежных поступлений, связанным с обладанием человеческим капиталом, являются доходы от его использования непосредственно индивидом-собственником. Инвестиции в человеческий капитал, как правило, с трудом поддаются диверсификации, что обусловливает повышенный риск потери доходов вследствие обесценения человеческого капитала при сокращении спроса на услуги специалистов соответствующей квалификации. Кроме того, период инвестирования в человеческий капитал является крайне продолжительным, благодаря чему возникает необходимость долгосрочного планирования инвестиционного процесса как самим индивидом, так и его семьей.3

Информация о работе Теория человеческого капитала