Территориально-административное деление России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:03, реферат

Описание работы

Административно-территориальное деление – это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Стабильность административного устройства – одно из свидетельств социально-экономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть административно-территориальное устройство России, его особенности и тенденции развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1.АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИИ……………………………………………………………………….
2.ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ………………………………………………………..
3. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА РОССИИ………………………………………
3.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ…

3.2 ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ В СССР..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

территориальная организация населения.docx

— 43.28 Кб (Скачать)

многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В

основу  административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. В настоящий момент существуют

около 20 федеративных государств. Это Австралия, Австрийская

Республика, Аргентинская Республика, Федеративная Республика

Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия,

Российская  Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада,

Мексиканские  Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др.[5]

     Наряду  с вышеназванными основными формами  государственного устройства – унитарной и федеративной – выделяют также и конфедеративную.

     Конфедеративная форма государственного устройства – это

объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, политических,

социальных  и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют прежде всего экономические цели, причём эти цели относятся к разряду постоянных:

обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т. д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.

     Существует  множество других форм территориального устройства страны (протекторат, уния, содружество, сообщество и др.), но они не столь

 распространены, как унитарная и федеративная формы, поэтому не будут

рассматриваться в работе. 
 

     3. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА РОССИИ

     3.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ 

     Формирование  единого централизованного государства  потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными

территориями, или установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы

с чистого  листа. Россия располагала исторически  сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований [5].

     Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского

государства на части (области), именовавшиеся тогда  «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

     Более низким звеном деления были уезды, волости  и станы. Уездом с

XIII в.  признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т. е. городпункт в отличие от вышеупомянутого городаобласти). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых случаях стан вытеснял волостное деление.[5]

     Стан  – место пребывания должностных  лиц феодальной администрации, где взималась дань и осуществлялся суд над окрестным населением. Учреждение таких станов, по преданию, записанному в XI в., относится ко времени правления княгини Ольги (середина X в.).

     Первоначально представители феодальной власти появлялись на станах периодически, в сроки уплаты населением повинностей. В XIV-XV вв. станом стали именовать и территорию, подсудную этим представителям

княжеской власти, и стан превратился в административно-территориальную

единицу. Станы как территориальные единицы  просуществовали в России до

начала XX века.

     Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей

громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать новым

потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских

наборов послужило новое губернское устройство.

     В 1708 г. Петр I учредил восемь губерний, что также решало задачи

налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были

довольно  крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в

состав  одной губернии Сибирской), и управление ими оказалось неудобным

и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое  уездное

деление губерний, что заставило искать и  создавать промежуточное звено – провинции.

     Таким образом, в первой четверти XVIII столетия страна делилась на

восемь  губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую,

Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли

губернаторы, ведавшие войсками и управлением  подчиненных территорий.

     Каждая  губерния занимала огромную территорию, и поэтому, делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что

давало  возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Уезды – на волости и станы.

     Для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно ближе и теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. К 1917 году их было 78. При этом «екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему нормативным: территория с населением 300-400 тыс. душ считалась оптимальной для образования губернии, а с населением 20-30 тыс. душ мужского пола – для уезда.

     Разумеется, ни к экономике, ни к природному и  историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деление, по существу не имело отношения.[5]

     Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии –

между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями

административно-территориальное деление стало выполнять и новые –

«противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и

национально-освободительным движениям.

     Административная  сетка царской России слабо увязывалась  с процессами территориального разделения труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй».

     В постсоветское время идея старого  губернского деления снова приобрела актуальность. Одним из ярких сторонников этого устройства является лидер Либерально-Демократической партии России В. В. Жириновский. 
 

          3.2  ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ В СССР 

     Коренные  преобразования административно-территориальной  сетки

страны  начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления.

     Начало  осуществления административно-территориальной реформы

относится к 1917 – 1922 гг. и связывается преимущественно  с

созданием новых национальных преобразований, т. е., по существу, с

демонтажем старого районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся наСеверном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединявшая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской(Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и БурятМонгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования.

     Наряду  с формированием новых национальных образований в 1917–1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний, но затем четко проявилась противоположная тенденция объединению губерний.

     По сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР

было  выделено 13 краев и областей, в  остальных союзных республиках  эти

единицы вообще не создавались – в них  были сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии – 8, в Казахстане 12), наряду с которыми выделялись национальные автономии.

     После войны административно-территориальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных можно отметить такие, как преобразование в 1945 г. Крымской АССР в Крымскую область (в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана в состав Украинской ССР), а также КарелоФинской ССР – в Карельскую АССР.

     Заметным  событием, непосредственно затронувшим  интересы административно-территориального деления страны, явилось образование на

рубеже 50 – 60-х гг. так называемых совнархозов. Эти территориальные конструкции, в условиях командно-распределительной экономики призванные оживить стагнировавшую советскую экономику, были в начале организованы в рамках экономических административных районов, но затем укрупнены. По прошествии нескольких десятилетий стало очевидным: повысить эффективность экономики в пределах совнархозов не удалось, а барьеры между предприятиями, находившимися в ведении разных субъектов управления, не только не ослабели, но даже укрепились.

     Появились тенденции к местничеству и прямой натурализации хозяйства.

     Хрущевская  административно-хозяйственная реформа явно провалилась.

     Перед распадом Советского Союза в его  состав входили 15 союзных

республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10

автономных  округов, 6 краев и 114 административных областей.  
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Административно-территориальное деление любого государства правомерно рассматривать с двух сторон:

Информация о работе Территориально-административное деление России