Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Принципиальным признаком новой президентской власти является ее стремление встать над другими властями, сосредоточить у себя функции арбитра в отношении их. Функции президента как арбитра имеют многосторонний характер. Сюда относится его координирующая роль. В России изданы некоторые специальные указы по координации действий многих государственных органов.
Цель настоящей работы - выяснить границы полномочий президента, определить конституционно-правовые основы взаимоотношений его с разными ветвями власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Президент в системе органов государственной власти России………...5
Глава 2. Понятие функций и полномочий Президента Российской Федерации……………………………………………………………………………6
Глава 3. Полномочия президента по формированию государственных органов и назначению должностных лиц…………………………………………………….15
Глава 4. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности и внешней политики………………………………………………..22
§ 1. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности…………………………………………………………………22
§ 2. Президент и внешняя политика………………………………………..25
Глава 5. Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список Литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Полномочия Президента РФ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

 

Глава 5. Взаимодействие Президента со всеми ветвями  власти. 

     Хотя  по Конституции Президент прямо  не назван главой исполнительной власти, но связан с нею тесно. Ему предоставлено  право председательствовать на заседаниях Правительства. Надо обратить внимание и на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, фактически стали подведомственные все министерства.25

      Президент имеет определённые рычаги воздействия на законодательную власть. Он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение (ст.107 Конституции). Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях Президенту предоставлено право распустить Государственную Думу (ст. 109 Конституции).

     Рассматривая  отношения Президента с судебной властью, деятельности которой посвящена  глава 7 Конституции, надо отметить, что  судьи высших судов назначаются по представительству Президента, а остальные – им лично в порядке, предусмотренном законом «О статусе судей в Российской Федерации»26.

     Президенту  принадлежит также право помилования (ст. 89 и 128 Конституции). Конституция устанавливает право Президента обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85 и 125).27

     Обеспечение взаимодействия всех органов власти в государстве, как гаранта Конституции (ст. 85 Конституции) предусматривает, что:

     1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (п.1 ст. 85 Конституции РФ).

     2. Президент Российской Федерации  вправе приостанавливать действие  актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (п.2 ст. 85 Конституции РФ).

    3. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища (п. а ст.89). Эти положения регулирует закон «О гражданстве Российской Федерации» 28 от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ, согласно которому главным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, является Президент Российской Федерации (ст. 28). Общий список полномочий Президента перечислен в ст.29:

      1. Президент Российской  Федерации решает вопросы:

      а) приема в гражданство  Российской Федерации  в общем порядке  в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

      б) восстановления в  гражданстве Российской Федерации в общем  порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

      в) выхода из гражданства  Российской Федерации  в общем порядке  в соответствии с  частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

      г) отмены решений по вопросам гражданства  Российской Федерации  в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

      2. Президент Российской  Федерации утверждает  положение о порядке  рассмотрения вопросов  гражданства Российской  Федерации.

      3. Президент Российской  Федерации обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

      4. Президент Российской  Федерации издает  указы по вопросам  гражданства Российской  Федерации.

      5. При наличии обстоятельств,  предусмотренных пунктами "б" - "ж" статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона. 

    4. Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания (п. б ст.89).

    5. Президент осуществляет помилование (п. в ст.89).

 

     

Заключение 

      Хотя Конституция в ст. 80 и 82 придает большое значение координационным и арбитражным направлениям деятельности Президента, однако из содержания других ее положений видно, что приоритет отдан все-таки административным полномочиям главы государства (в области внешней политики, обороны, кадров). Президент как политический лидер, определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 ч. 3 Конституции), не может быть объективным и непредвзятым при оценке своего политического курса. Его главная задача состоит прежде всего в том, чтобы реализовать свою политическую программу через исполнительную власть, то есть через Правительство и другие исполнительные госорганы, которые ему непосредственно или опосредованно подчиняются и которые он фактически формирует. В этом смысле арбитражная и посредническая функции российского Президента уходят как бы на второй план при возникновении напряженности между законодательными органами и Правительством, поскольку федеральная исполнительная власть проводит в жизнь политический курс Президента.

      Наличие широких полномочий, рычагов воздействия  на все ветви власти дает основание  говорить о выведении Президента РФ из общей системы разделения властей, возвышении над всеми ее ветвями. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства вместе с тем ослабляет систему «сдержек и противовесов», контроль за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов и, прежде всего, парламента.

      Еще более категоричен американский исследователь российского конституционализма Стивен Холме: «...Российский народ принял Конституцию, смоделированную ретроспективно. Ее создатели вознамерились наказать новый парламент (избранный в новой России в предположительно демократических условиях) за грехи старого Верховного Совета (представлявшего собой наследие принципиально иной страны)»29.

      Действительно, Правительство по российской Конституции 1993 года выступает, по сути дела, «президентской командой». Сами функции главы государства у российского Президента неотделимы от его функций неформального главы исполнительной власти. Формально таким титулом он не обладает, но фактически у Президента в руках все важнейшие управленческие рычаги.

      Но  не содержит ли мировой конституционный  опыт предостережений против подобного  усиления института президента? Где  искать гарантии от его авторитарного  перерождения? Может быть, все же в правовых формах парламентской республики, на которые чаще всего указывают теоретики левого толка? Вполне очевидно, что история западного конституционализма не дает оснований для столь однозначных выводов. Во всяком случае, само по себе введение механизмов парламентарной республики, «обкладывающей» президентскую должность всевозможными ограничениями вовсе не закрывает наглухо путь к единоличной диктатуре. И подчас напротив: может облегчать этот путь.

      Конечно, Конституция должна содержать определенные нормативные гарантии от того, чтобы во всяком случае не допустить легального оформления авторитарного режима. И прежде всего речь должна идти о порядке согласования (между президентом и представительным органом) важнейших назначений, а также о верховенстве законов над президентскими указами. В то же время, для государств, по тем или иным причинам ослабленных, с высокой степенью фрагментации политического спектра, опасно перенесение всей тяжести забот по формированию Исполнительной «ветви» на парламент. Именно поэтому роль президента, соответствующая парламентарной республике, представляется неприемлемой в контексте современных задач российского государства. Образ Президента, вырисовывающийся из этих рассуждений, логически должен отражать стремление к некоей «золотой середине».  

Список  литературы: 

  1. Конституция РФ // Российская газета, N 237, 25.12.1993.
  2. «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный Конституционный Закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ // «Российская газета», N 245, 23.12.1997.
  3. «О военном положении»: Закон РФ от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ // «Российская газета», N 21, 02.02.2002.
  4. «О статусе судей в Российской Федерации» Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 // «Российская газета», N 170, 29.07.1992.
  5. «Об обороне» Закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ // «Российская газета», N 106, 06.06.1996.
  6. «О гражданстве Российской Федерации»: Закон РФ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ // «Российская газета», N 100, 05.06.2002.
  7. «О системе и структуре органов исполнительной власти»: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 // «Российская газета», N 50, 12.03.2004.
  8. Российская газета. 1998. 6 мая.
  9. Сегодня. 1998. 6 мая.
  10. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 1996. 415 с.
  11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. И доп. – М.:Изд-во Норма, 2002. 800 с.
  12. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: «Спарк», 1997. 474 с.
  13. Окуньков Л.А. Некоторые проблемы статуса и полномочий президента и практика Конституционного суда. //ВКС. – 1997. - №2.
  14. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Издательская группа ИНФРА. М.: Норма. 1996. 360 с.
  15. Стрекозов В.Г. , Казанцев Ю.Д.   Конституционное право России: Учебник. – М., 1997. 288 с.
  16. Чиркин В.Е. Президентская власть. // Государство и право. – 1997. - №5.
  17. Чиркин В.Е.  Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: Зерцало, 1998. 448 с.
  18. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Б. М. Топрнипа. М., 1997. 590 с.
  19. Холме С. Сверхпрезидентство и его проблемы. // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1994. №5 (6).

Информация о работе Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти