Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.
Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Бел

Содержание

Введение...……………………………………………………………………………5
1 Теоретико-правовые основы обращений граждан
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
1.2 Виды обращений граждан и их характеристика……………………………...13
2 Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан
2.1 Требования и сроки рассмотрения, предъявляемые к обращениям граждан……………...………………………………………………………………18
2.2 Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20
2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25
3 Пути совершенствования законодательства по обращениям граждан……….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО.docx

— 82.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                  Кафедра теории и истории права

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Административное право

на тему: Заявления и жалобы граждан

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФП, 2-й курс, ДПВ-1                                                                             А.В. Лещенко

 

 

Руководитель                                                                                             

ассистент                                                                                                     Д.А. Малец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...……………………………………………………………………………5

1 Теоретико-правовые основы обращений граждан

1.1 История становления  института обращений граждан  в Республике                                          Беларусь………………………………………………………………………………7

1.2 Виды обращений граждан  и их характеристика……………………………...13

2 Правовое регулирование  рассмотрения обращений граждан

2.1 Требования и сроки  рассмотрения, предъявляемые к обращениям  граждан……………...………………………………………………………………18

2.2  Организация делопроизводства по обращениям граждан…………………..20

2.3 Роль института заявлений и жалоб в обеспечении административно-правовых гарантий граждан ………………………………………………………25

3 Пути совершенствования  законодательства по обращениям  граждан……….30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список используемых источников………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 37 с., 33 источника.

ЗАЯВЛЕНИЯ И ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН

 

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения вопросов об обращениях граждан.

Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая институт обращений граждан.

Цели работы: выявить возможности использования института обращений граждан в Республике Беларусь и как канала «обратной связи», и как формы влияния граждан на политические решения властных органов, а также указать возможные пути модернизации института.

Методы исследования: частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, феноменологический.

Исследования: Определены основы становления института обращений граждан в Республике Беларусь и рассмотрены основные виды обращений граждан.

Область возможного практического применения: результаты курсовой работы могут быть использованы в учебном процессе, при преподавании учебных курсов «Общая теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого явления, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

THE ABSTRACT

 

Term paper: 37 p., 33 sources.

 

STATEMENTS AND COMPLAINTS OF CITIZENS

 

Object of research – the public relations developing in the course of consideration of questions on references of citizens.

Object of research – the is standard-legal base regulating institute of references of citizens.

The purposes of work: to reveal possibilities of use of institute of references of citizens in Byelorussia and as channel of "feedback" and as form of influence of citizens on political decisions of imperious bodies, and also to specify possible ways of modernisation of institute.

Methods of research: private-scientific and special methods: historical, rather-legal, logiko-legal, system-structural, phenomenological.

Researches: bases of formation of institute of references of citizens in Byelorussia Are defined and principal views of references of citizens are considered.

Area of possible practical application: results of a term paper can be used in educational process, at teaching of training courses «the General theory of the state and the right», "Constitutional law", "Administrative law".

The author of work confirms that the material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of the investigated phenomenon, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Построение правового  государства неразрывно связано  с укреплением и развитием  субъективных прав и свобод граждан. В реализации и охране таких прав и свобод одно из важнейших мест занимают предложения, заявления и  жалобы граждан. Одновременно они выполняют роль, гарантирующую соблюдение законности в государственном управлении. Уровень соблюдения режима законности в государстве прямо зависит от заинтересованного участия законопослушных граждан в деятельности по его поддержанию. С другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что наличие большого числа жалоб на действия работников исполнительного аппарата является тревожным симптомом, заставляющим подвергнуть пристальному анализу состояние дел в этом аппарате и предпринять меры по качественному улучшению его работы. Одно из важнейших направлений такого укрепления правопорядка состоит в совершенствовании действующего законодательства, и, прежде всего административно-процессуальных норм, регламентирующих возможность осуществления и защиты субъективных прав и свобод граждан.

При этом исследования юридической  науки, направленные на совершенствование  механизма рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, могут  в значительной мере способствовать укреплению законности, правового статуса  гражданина, усилению охраны его прав и законных интересов, восстановлению их в случае нарушения.

К числу важнейших источников информации, необходимых для решения  вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, следует отнести обращения граждан, представляющие собой важное средство осуществления и охраны прав граждан[1, c.. 318-319].

Обращения могут касаться самых разных сторон жизни общества, начиная с общегосударственных  интересов и оканчивая интересами конкретного человека. Несмотря на то, что в обращениях содержится различная информация - одобрительная, критическая, содержащая просьбы, вопросы, предложения, с требованиями о восстановлении нарушенного права и защиты законных интересов, а также заключающая  в себе суждения всех типов, - все  они характеризуются рядом общих  признаков, а именно:

1) обращения отражают  состояние дел в соответствующих  сферах жизни общества и соответственно  состояние исполнительной деятельности;

2) обязательным получателем  информации, содержащейся в обращениях, является представитель государственного  органа;

3) такого рода информация  порождает правовые последствия:  рассмотрение дела, наказание виновных  и т.д.;

4) сведения, отраженные в  обращениях граждан, исходят от  них по их личному волеизъявлению[2, c. 211].

Общей целью внесения обращений  является желание побудить соответствующие  органы и других лиц рассмотреть  их и разрешить по существу. Кроме того, обращениям граждан свойственен и такой общий признак, как наличие стадий производства по ним.

Вместе с тем по своей  юридической природе обращения  граждан неоднородны, что позволило  законодателю выделить такие виды обращений, как предложения, заявления и  жалобы граждан. Законодательное регулирование  порядка рассмотрения обращений  граждан осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан».

Таким образом, вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования выступает  процесс производства по обращениям граждан.

Целью курсовой работы является изучение производства по обращению  граждан. Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие  задачи:

- рассмотрено понятие,  принципы и задачи производства  по обращениям граждан;

- раскрыты стадии производства  по обращениям граждан;

- изучена ответственность  за нарушение законодательства  об обращениях граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретико-правовые  основы обращений граждан

    1. История становления института обращений граждан в Республике Беларусь

 

 

В качестве одной из гарантий защиты прав и свобод граждан и  участия их в решении государственных  дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан  на обращение в государственные  органы. Согласно статье 40 Конституции  каждый гражданин имеет право  направлять личные или коллективные обращения в государственные  органы[3, с. 8].

Становление института обращения  граждан в государственные органы имеет в Республике Беларусь многовековую историю. Условно можно выделить три этапа:

досоветский — с первых упоминаний права граждан на обращение  в нормативных актах до Октябрьской  революции 1917 г;

советский — период с  момента победы Октябрьской революции  до распада СССР;

постсоветский (современный) — период с момента распада  СССР по настоящее время.

Наиболее раннее упоминание о праве граждан на обращение  в государственные органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то «сталася кривда» в результате «порубов» или «наездов»[3, с. 8].

Дальнейшее развитие право  граждан на обращение получило в  общеземском привилее великого князя Жигимонта Казимировича 1506 года, в статье 8 которого закреплялось право всех подданных направлять свои «законные петиции» великому князю. В качестве одного из оснований их принятия в привилеях Бельском 1564 года и Виленском 1565 года указывались «челобитные».

Важную роль в закреплении  права граждан на обращение сыграли  статуты Великое княжество литовское (далее - BКJI). Например, в статье 1 раздела 6 «О судьях» Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы дошкны «судить наших подданных» по законам, «которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества». Если же какой-либо из тяжущихся сторон показалось бы, что ее судили не по этим законам, то она имела право жаловаться на такого «врадника» самому великому князю или панам радным .

В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке. Связано это с тем, что Статут ВКЛ 1566 года наметил первые шаги по отграничению судебной власти от исполнительной. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.

Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение.

Рассматривая Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует отметить, что термин «жалоба» используется в них как многозначное понятие. Под «жалобой» понималось обращение в суд или в иной государственный орган лица с заявлением, иском, жалобой по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции на решение нижестоящего суда[3, с.8].

Наиболее древними из известных  документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания «бить челом» низко кланяться).

В XV-XVIII вв. в ВКЛ, основу которого составляли белорусские земли, челобитными назывались прошения, подаваемые в вышестоящею инстанцию низшими сословиями, так называемым тягловым населением. Однако «били челом» королю и великому князю и представители привилегированных сословий (шляхта, бояре, дворяне) и даже высшая знать – паны-рада, входившие в состав правительства. Принимаемые на основании челобитных решения фиксировались в великокняжеских привилеях (привилегиях). Сохранившиеся в архивах документы того времени дают немало примеров, когда на основании челобитных феодалам жаловались земельные владения вместе с проживавшим в них населением.

Однако не только челобитные ограничивался состав документации по обращениям граждан того времени. На вальных сеймах королю и великому князю по различным вопросам подавались от имени всего Великого княжества  Литовского, отдельных земель, воеводств, поветов, должностных и частных  лиц. Они излагались письменно и  составляли рейстр или цедулу. Решения по просьбам депутатов великий князь формировал в отказах (ответах). Просьбы и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов[4, с. 42].

Законодательство XV-XVIII вв. уделяло внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при написании дела писари вносили в специальные книги только самое главное и добавляли все, что желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также должны были быть конкретными, чтобы «обширностью писания исполнение людям не затруднялось» (Статут ВКЛ 1588 г. / Разд. IV, арт. 4, 103. Мн., 1989)[4, с. 43].

Информация о работе Заявления и жалобы граждан