Анализ системы партийной прессы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является всесторонний анализ системы партийной прессы в России.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
- проследить историю возникновения партийной прессы в России,
- изучить политические средства массовой информации в многопартийной системе России;
- проанализировать региональную партийную печать в идеологической, агитационно-пропагандистской работе КПРФ;
- дать сравнительный анализ партийной прессы КПРФ с изданиями других партий;
- дать рекомендации по продвижению партийной прессы КПРФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Этапы становления партийной прессы в современной России 6
1.2. Политические средства массовой информации в многопартийной системе России 11
Выводы по первой главе: 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПАРТИЙНЫХ ИЗДАНИЙ КПРФ В СРАВНЕНИИ С ИЗДАНИЯМИ ДРУГИХ ПАРТИЙ 15
2.1. Региональная партийная печать в идеологической, агитационно-пропагандистской работе КПРФ 15
2.2. Сравнение с изданиями других партий 19
Выводы по второй главе: 22
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПАРТИЙНОЙ ПРЕССЫ КПРФ 24
3.1. Основные положения проекта 24
3.2. Разработка программы продвижения партийной прессы 26
Выводы по третьей главе: 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

партийная пресса.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      Конечно, профессионалов заменить невозможно. Но они есть далеко не в каждом партийном  отделении, хотя их и нужно искать. Опыт свидетельствует, что и силами активистов можно сделать очень многое.

      Со  своей стороны Отдел агитационно-пропагандистской работы ЦК наладил систематический  выпуск электронной агитационной продукции: видео- и аудиоматериалов, графических  изображений. Регулярно готовятся  интервью с Председателем ЦК КПРФ и другими авторитетными представителями партии. Был подготовлен комплект из четырех фильмов о XIII Съезде КПРФ. К весенней региональной выборной кампании был изготовлен блок постановочных агитационных роликов по кризисной тематике. Эти ролики еще более будут востребованы осенью, когда ситуация с кризисом неминуемо обострится. Все эти материалы направляются в региональные отделения. И, конечно, хотелось бы видеть активное их применение.

      Отдел агитационно-пропагандистской работы ЦК подготовил методические рекомендации, которые призваны помочь людям, не имеющим профессиональной подготовки, разобраться в том, что нужно для создания добротного фото- и видеоматериала. Планируется продолжить традицию подготовки такого рода рекомендаций и в будущем17.

      Убедительно просим те региональные отделения, которые уже накопили наработки по изготовлению электронной агитационной продукции, поделиться ими. Наш Отдел готов поработать совместно, чтобы этот опыт стал общим достоянием всей партии.

      Ситуация  в стране будет только ухудшаться. Возможности официозного PR небезграничны. Партийная пресса стремительно приближается к тому моменту, когда официальная пропаганда начнет давать сбои – слишком разительно она будет отличаться от безрадостной действительности. Уже сейчас многие люди стараются найти для себя альтернативные источники информации. В наших с вами интересах, чтобы такие источники они находили в наших партийных СМИ и агитационно-пропагандистских материалах. А для достижения этой цели необходимо не только обеспечить на высоком уровне их содержание, но и реализовать это содержание в современных эффективных формах. 

      Выводы по третьей главе: 

      На  современном этапе значительно  изменилось понимание роли партийной  газеты в процессе создания политической партии. Современные лидеры не относят газету к мощным инструментам влияния, делая ставку на другие ресурсы современной медийной системы. Нередко партийная газета воспринимается лишь как средство распространения корпоративной (партийной) информации. Однако для оппозиционных партий характерно понимание возрастания роли партийной газеты, как идеологического центра организации.

      Самые яркие партийные издания выпускают, как правило, партии внесистемной оппозиции. Печать позволяет им сохранять свои идеи и развивать их, надеясь на будущие политические возможности. Партийный маятник от гиперфрагментации качнулся в сторону доминирования малого числа политических идей. Но не исключено, что на следующем этапе процесс поменяет направление, и в условиях жесткой политической конкуренции проекты партийной печати будут максимально востребованы.

      Для успеха современной партийной газеты необходимо соблюдение как минимум  двух условий. Партийная газета умирает  без партийной идеологии. Самым  же мощным инструментом, позволяющим  донести основные постулаты предлагаемой концепции, убедить в ее жизнеспособности, является партийная публицистика. 

 

       Заключение 

      Находясь  на острие политических преобразований, газеты и журналы политических партий фиксируют многие значимые события  и явления, улавливают главные характеристики общественных отношений, динамику представлений о важнейших ценностях. В то же время изучение материалов партийной прессы дает исследователю возможность разглядеть не только основные направления политической мысли, но и уловить альтернативные идеи и мнения. История знает много примеров, когда именно в альтернативной политической печати зарождалось то новое, что стало основой грандиозных перемен, смещения целых пластов общественно-политической жизни России.

      Партийным изданиям история отвела роль катализатора важнейших преобразований в обществе. Уровень развития партийной печати выступает как индикатор политической конкуренции в стране, и, во многом, как индикатор зрелости взаимодействия политических институтов с гражданами.

      В представленном диссертационном исследовании пресса политических партий рассматривается в процессе своего становления и развития. В то же время партийная печать является частью системы СМИ. Такой подход позволил выявить основные характеристики издательских концепций партий, их эволюцию.

      В начале XX века вокруг изданий собирались сторонники политический идей и такие объединения становились основой создания самых влиятельных политических партий России. Постепенно пресса подтачивала основы, казалось бы, непоколебимого самодержавного строя. Из самых низов поднималась волна многопартийности и плюрализма. Согласно широко известной ленинской концепции печати газета выступала «не только как коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»18. Социал-демократы изначально выстраивали организацию в теснейшей взаимосвязи с ее печатью. Лидеры либеральных политических объединений осознавали важнейшую роль газеты в политических реформах. Они предложили обществу одну из самых сильных концепций прессы и создали мощную систему печати. Однако практика показала, что либералы были слишком далеки от населения и не смогли повести за собой массы. Правые партии не были готовы к информационному противостоянию либеральной и социалистической прессе. Они явно проигрывали на информационном поле и не смогли выдержать охранительную роль, предназначенную для них самодержавием.

      В 90-е годы страну как лавина захлестнула  многопартийность. Процессы, происходящие в политической жизни России конца XX века, имеют целый ряд общих  черт с тем, что происходило в стране в начале его. Исторические параллели уместны и при характеристике системы партийной печати. Как и в начале века, газеты явились важным условием становления политических партий в 90-е годы XX века, их инструментами влияния. Общество бурлило, вокруг печатных изданий образовывались кружки единомышленников, партийные газеты стали трибуной для первых заявлений будущих политических лидеров. Однако партийная печать функционировала уже в новых условиях.

      Кардинальные  перемены произошли в системе  СМИ. Печать традиционно для России стала локомотивом перемен, но сохраняла эту роль весьма ограниченный период. Складывается система, в которой партийная печать становится основным инструментом влияния только для тех политических сил, которые не имеют широкого доступа к электронным СМИ. В новых условиях самую разветвленную систему партийных изданий предложили партии коммунистической ориентации. Организации националистического толка, опираясь на свои газеты и журналы, активно пытались взаимодействовать как с влиятельными общественно-политическими газетами, так и внедряться в контент электронных СМИ. Имея самые широкие информационные возможности, либеральные партии ориентировали свои издания на узкопартийные интересы. Типологически их газеты можно зачастую отнести к числу корпоративных изданий.

      В современной России партийная печать развивается под влиянием характерных тенденций политической жизни этого периода: укрепление вертикали власти, уменьшение числа политических партий. Как уже отмечено выше, на данном этапе исторические параллели с системой партийной печати начала XX века заканчиваются. Рассматривая партийную прессу этого периода, основное деление партийной печати мы производим не на основе идеологической ориентации издания, а опираясь на положение поддерживаемой им партии в созданной политической системе. На этом основании мы выделили два направления партийной прессы: печать партии власти и печать оппозиционных партий. При этом важно отметить, что в группе изданий оппозиционных партий явно прослеживаются два направления: печать партий системной оппозиции и печать партий внесистемной оппозиции. В отдельную группу мы выделили независимые политические издания.

      Для каждой из выделенных групп характерна своя концепция печати. Партия власти основной акцент своей партийной издательской деятельности сместила в регионы. На федеральном уровне на разных этапах систему печати представляли сначала партийная газета, потом партийный интернет-ресурс. Основные участники системной оппозиции сохранили систему печати, созданную ими в 90-е годы. Новые партии, создавая свою систему печати, во многом повторяют путь своих предшественников — основных участников политической жизни России 90-х годов. Современная политическая система блокирует открытую идеологическую конкуренцию. Эта тенденция нашла отражение в системе печати партий системной оппозиции. Для них характерно малое внимание к эволюции идеологического наполнения изданий, редкие масштабные проекты в сфере печатных СМИ. Как это ни парадоксально, но на современном этапе большинство новых проектов в сфере партийных печатных СМИ создают представители внесистемной оппозиции. Для них газета по-прежнему одно из немногих средств сохранения идеи и ее популяризации. Развитие основных проектов внесистемной оппозиции во многом схоже с тенденциями развития независимых политических изданий. Их идеологические концепции претерпевают зачастую значительные изменения. Причин этому несколько. Во-первых, не являясь органами печати политических партий, они подвержены основополагающему влиянию своих лидеров-редакторов. Во-вторых, функционируя в условиях сжатия политической конкуренции и работая по законам рынка, такие издания вынуждены приспосабливаться к заданной системе координат, корректируя свои концепции.

      На  современном этапе значительно  изменилась роль партийной газеты в системе СМИ. Партийная газета перестала быть самым действенным инструментом влияния. Сила ее аргументов растворяется в многоликой современной медийной системе. Однако по-прежнему нет лучшего средства сохранения и развития идеологий и концепций партий. Оставаясь на плаву, современная партийная газета опекает шанс политической организации на электоральный успех и вожделенный прорыв к власти. 

 

Список использованной литературы: 

    1. Акопов  А.И. Электронные сети как новый  вид СМИ // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2008.  № 3. С. 43-51.
    2. Акопов Г.Л. Глобальные проблемы и опасности сетевой политики. -Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2009. 128 с.
    3. Андронов С.А. Большевистская печать в трех русских революциях. М.: Политиздат, 1978. 343 с.
    4. Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Эволюция структуры партийного спектра России накануне парламентских выборов 2007 г. // Полис. 2008. - № 2. С. 105-122.
    5. Ахмадулин Е.В. Пресса легальных политических партий России начала XX века: историко-типологическое исследование: Дисс. . докт. фи-лол. Наук. Ростов/Д, 2010. 494 с.
    6. Ахмадулин Е.В. Пресса политических партий России начала XX века: Издания консерваторов. — Ростов/Д: Изд-во ЗАО «Книга», 2008. 132 с.
    7. Багиров Б.Б., Ковалева М.М. Журналистика и политика // Социологические исследования. 2011. - № 2. - С. 68-69.
    8. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.: Генезис, 2006. - 320 с.
    9. Варецкий Б.И. Шелест страниц как шелест знамен. Пресса России в трех политических режимах. М.: «РеСК», «Информ форте», 2008. 272 с.
    10. Веремеенко Ю.Н Современная политическая публицистика (Предметно-функциональные и гносеологические характеристики). Автореф. дис. . канд. полит, наук. — Тверь, 2010. 24 с.
    11. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова М.А., 2009. 252 с.
    12. Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии // Полис. - 2008. - №5. - С. 135-153.
    13. Гельман В.Я. Трансформация российской партийной системы // Общественные науки и современность. 2011. - № 1. - С. 46-58.
    14. Делягин М.Г. Россия для россиян. М.: Алгоритм: Эксмо, 2009. 480 с.
    15. Журналистика и политика. Сборник статей / Сост.: М.М. Ковалева, Д.Л. Стровский. Под науч. ред. М.М. Ковалевой. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. - 112 с.
    16. Кислицына И.С. Политические партии в коммуникативном пространстве Интернета. Автореф. дис. . канд. полит, наук. М., 2009. - 28 с.
    17. Михалева Г.М. Российские партии в контексте трансформации / Г.М. Михалева. Москва: URSS, 2009. 350 с.
    18. Петрова Е. В. Пресса политических партий России: историко-типологическое исследование: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Е. В. Петрова ; науч. рук. Е. В. Ахмадулин; Южн. Фед. ун-т. - Ростов н/Д, 2010. – 22 с.

Информация о работе Анализ системы партийной прессы в России