Имидж педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать теоретические основы в области личностного имиджа и практически сформулировать, разработать личностный имидж педагога, дать рекомендации для его формирования, который в дальнейшем перерастёт в понятие человек-бренд.

Работа содержит 2 файла

курсовая имидж2.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Введение 

     2010 год объявлен президентом РФ  годом учителя. Почему? Наверно,  ответ предсказуем. Образование  нуждается во внимании. Изменение  времени, информатизация общества, быстрорастущие темпы развития науки требует быстрых темпов, оттого и реформ. Ключевой фигурой в этом процессе является педагог. Развитие и становление следующего поколения – его работа. Образовательное учреждение требует нового педагога, мобильного, активного, современного, умеющего владеть информацией. Чтобы поднять образование на качественно новый уровень, чтобы учиться было модно и привлекательно у ОУ должен появиться имидж, соответственный ожиданиям аудитории, т.е. обучающихся, родителей. Это масштабное мероприятие, государственного масштаба. Это впереди, а начать готовиться надо сейчас. Этому и посвящена работа. Начать необходимо с педагога и с его имиджа. Изменения начнутся с нас. Ведь в древности считалось, что педагоги «впереди планеты всей», потому, опираясь на этот миф, начнем наше рассуждение.

     Одним из первых, кто ввел понятие “имидж” в специальную русскоязычную литературу, был О. Феофанов. В своей работе “США: реклама и общество”, появившейся в 1974 году, он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Согласно Е.А. Блажнову, имидж - это образ потребности, создаваемый художественными средствами.

     Но, так или иначе, слово имидж вошло сегодня в русский язык. Об этом можно судить потому, как широко используют сегодня это понятие журналисты, рекламисты, социологи, философы, политологи.

     Никто не знает полного объема тех средств, которые затрачиваются на формирование имиджа той или иной общественной кампании, личности или фирмы. Но эти  затраты однозначно оправданы негативным эффектом стихийного формирования имиджа. Целенаправленное, продуманное создание образа приводит, наоборот, к позитивному результату.

     На  западе исследования в области имиджмейкинга  получили более широкое распространение. Было бы неправильным утверждать, что  в нашей стране они не проводились  вообще, но они имели узкую идеологическую направленность и были закрыты для широкого доступа общественности. В отечественной литературе “имидж” обычно понимается как искусственно сформированный образ чего-либо - фирмы, политика, предпринимателя, товара. Имидж можно определить как относительно устойчивое представление о каком-либо объекте. Большинство наших знаний о мире - это знания на уровне имиджей.

     Создание  положительного имиджа – это сложный  многоступенчатый процесс, и одним  из важнейших его элементов является формирование имиджа через внешний облик. 

     Имиджмейкинг - создание в глазах общественности запоминающегося уникального образа того или иного субъекта, будь то компания, отдельный человек, партия, страна либо что-то иное1. Понятно, что всем понравится и вызывать положительные эмоции у 100% населения невозможно. Основная задача - добиться максимально возможного количества человек, в глазах которых формируемый имидж будет вызывать положительные эмоции и ассоциации.

     В XIX веке жители штата Северная Каролина (США), осваивая новые жизненные пространства, выбрали себе подходящий девиз: ”Быть, а не казаться!”. В 1970 году французские манекенщицы объединились уже под лозунгом: “Казаться, чтобы быть!”. Последний лозунг тоже имеет смысл. Когда?

     К вопросу о том, нужно ли формировать имидж педагогу, к чему все эти «политические штучки» государственным работникам, у которых и без того проблем хватает. Можно не заниматься этим, но в таком случае он будет сформирован теми же учениками, руководством стихийно и в негативном аспекте, а значит принесет проблемы и поставит под сомнение компетентность педагога и подорвёт конкурентоспособность. Поэтому задача ставиться не в позиции: иметь - не иметь имидж, а в паре: стихийный или управляемый имидж. Добавим к этому, что в мозге любого человека есть лишь несколько центров удовольствия и минимум десятки - неудовольствия и тревоги. Именно благодаря их избыточному количеству человек смог избегать неприятностей и выжить в процессе эволюции. Но оборотная сторона преобладания отрицательных центров: видя новое, непонятное, “неспозиционированное”, мы скорее склонны быть “против” него, чем “за”.

     Проблема  сегодняшнего образования главным  образом заключается в том, что  личность педагога потеряла свою репутацию, не осознаётся учениками и родителями как важный сегмент образования, в полном смысле этого слова, человека, его становления. Конфликт имеет внешние и внутренние проявления. Внешние отзываются на качестве образования. Непривлекательность профессии обуславливает то, что самые умные ребята выбирают востребованные профессии, этим много сказано. Да, что-то можно списать на то, что рождаемость упала. Но, сегодняшний дефицит в учителях даёт задуматься.

       Что касается внутренней составляющей  конфликта, педагог испытывает  неудовлетворённость от работы, нереализованность, эмоциональный упадок. Отсюда нежелание педагогов к переменам, высокие требования на нестабильном эмоциональном фоне вызывают агрессию. Выход из этой проблемы я вижу в формировании благоприятного имиджа профессии педагога, более того в создании личностного имиджа, а именно человека-бренда.

     Личностный  имидж педагога главным образом  влияет на имидж образовательного учреждения. Так и наоборот. Корпоративный имидж предприятия, организации главным образом отражается и реализуется в имидже руководителя, всех работников. В нашем случае, рассматривать будем не имидж образовательного учреждения, как фактор влияния на личностный имидж педагога. Личностный имидж педагога даёт ему гарантию трудоустройства. Ведь, так или иначе, это личный портфель педагога, который играет на него, на его имя и статус. Как на предприятии – имидж руководителя, схож с имиджем директора образовательного учреждения, так имидж менеджера фирмы схож с имиджем педагога в ОУ.

     Цель  работы состоит в том, чтобы исследовать теоретические основы в области личностного имиджа и практически сформулировать, разработать личностный имидж педагога, дать рекомендации для его формирования, который в дальнейшем перерастёт в понятие человек-бренд.

Для написания  работы мною были поставлены следующие  задачи:

- изучить понятие имиджа и личностного имиджа, как типа имиджелогии;

- рассмотреть  понятия архетип, миф и стереотип в имиджелогии, их влияние в формировании имиджа;

- исследовать  понятие бренд, изучить принципы  его создания;

- раскрыть профессию педагога, её особенности;

- проанализировать  существующие мифы и стереотипы  о педагоге;

- разработать  имидж педагога, отразить концепцию  имиджа;

- дать  практические рекомендации по  самопрезентации, формированию себя, как бренда, внешнему облику.

Предметом моего исследования является личностный имидж.

Объектом  – личностный имидж педагога.

В своей  работе я применила метод социологического исследования – опрос, чтобы выявить отношения (стереотипы), связанные с личностью педагога.

     Для исследования предмета курсового проекта я изучила литературу следующих зарубежных авторов: Том Питерс Человек-бренд; Томас Гэд 4D БРЭНДИНГ; Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. Изучены работы русских авторов - Шепель В.М. Секреты личного обаяния;  Блажнов Е.А. Public Relations и др., также, использовались мною интернет ресурсы. 

Глава 1. Личностный имидж 

§1.1. Имидж и личностный имидж как тип имиджелогии

     Имидж – одно из самых важных звеньев  в механизме суггестии. Этот метод, успешно применяемый в 1930-1950 годах в рекламе и кинобизнесе (голливудская «система кинозвезд»), стал ныне общепринятым во всех областях жизни, в массовой коммуникации и СМИ.

     Имидж – это сфальсифицированный образ  товара (человека, явления), но частично опирающийся на реально существующие качества. Между имиджем и реальным объектом существует так называемый «разрыв в достоверности», поскольку имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. Любой человек по-настоящему приобретает известность, а то и популярность, с помощью средств массовой информации - телевидения, газет и радио2.

     В России понятие имидж стало предметом  общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в  этой сфере благодаря отдельным  популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б . Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.)3.

     Вышедшее  в свет в 1994 г. первое издание книги  В.М. Шепеля Имиджелогия: Секреты личного  обаяния обозначило не только обоснование  нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.

     Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!).

     Личностный  имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. Другими словами, это слияние двух граней образа: внешний вид человека и репутация. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.

     Личностный  имидж связывают с самопрезентацией. В индивидуальный имидж входят три  составляющие:

  1. Самоимидж (прошлый образ и самооценка этого образа). Другими словами, как этот имидж работал на репутацию.
  2. Воспринимаемый имидж (как этот имидж оценивали другие).
  3. Требуемый имидж. Ожидания, желания и перспективы.

Составные элементы имиджа:

- целесообразность;

- проективность:

      А. экономическая целесообразность;

      Б. планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость;

      В. надёжность (показывает, выполнил ли имидж своё предназначение);

      Г. социально-культурная целесообразность имиджа (не противоречит ли он глубоким традициям общества);

      Д. узнаваемость;

- отражение  потребностей общественности в имидже (отражает ли имидж общие явные и скрытые потребности целевой аудитории);

- доверие  к имиджу (обладает ли он задушевностью,  притягательной для общественности, может ли она домыслить какие-либо  детали или имидж директивно  говорит сам за себя).

Рассмотрим также функции имиджа, которые нам понадобятся при создании наиболее полного имиджа педагога.

  1. Доминантность (первичное, упрощенное сообщение, зрительный объём информации сводится к ограниченному набору символов). Основным здесь должно быть стремление выделиться.
  2. Специфичность и уникальность.
  3. Конкретность, но подвижность и изменчивость.
  4. Обратная связь (восприятие образа, хорошее, плохое, либо нет реакции общества. Если имидж не достигает успеха, его надо менять. Имидж опирается на ожидания окружающих).
  5. Идеализация (имидж не относится к объективной реальности. Объект наделяется дополнительными ценностями, ориентируясь на ожидания аудитории).
  6. Архетипичность (то, что связано с мифом, легендой, влияющей на подсознание).
  7. Имидж объединяет представления аудитории и характеристики, свойственные самому объекту.
  8. Имидж находиться между реальным и желаемым восприятием и воображением, искусственно расширяя восприятие данного явления, но в заданном направлении4.

курсовая имидж1.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Имидж педагога