Имидж преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей ВУЗа, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. К деятельности и личности вузовского педагога предъявляются самые высокие требования. Система профессионального и последипломного образования уделяет достаточно внимания повышению квалификации преподавателей ВУЗа, его профессиональной компетентности. Но формирование педагога как гармонически развитого субъекта часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. В этом заключаются основные противоречия, которые обуславливают важность изучения особенностей имиджа преподавателя.

Работа содержит 1 файл

Черновая курсовая2.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

  Имидж преподавателя ВУЗа.

  Введение.

  В настоящее  время формирование позитивного  имиджа становится актуальной проблемой  не только в политической и деловой  сферах, но и в деятельности преподавателей ВУЗа, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. К деятельности и личности вузовского педагога предъявляются самые высокие требования. Система профессионального и последипломного образования уделяет достаточно внимания повышению квалификации преподавателей ВУЗа, его профессиональной компетентности. Но формирование педагога как гармонически развитого субъекта часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. В этом заключаются основные противоречия, которые обуславливают важность изучения особенностей имиджа преподавателя.

  Объектно-предметная характеристика.

  Объект: преподаватель ВУЗа.

  Предмет: имидж преподавателя ВУЗа.

  Цель: Выявить  структурные компоненты и особенности имиджа преподавателя ВУЗа

  Задачи:

  1. Определить  понятие и сущность имиджа преподавателя.

  2. Выяснить, важен ли имидж в работе преподавателя.

  3. Выявить основные составляющие имиджа преподавателя ВУЗа.

  4. Описать способы работы по формированию имиджа преподавателя ВУЗа 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 1. Понятие  и сущность имиджа преподавателя.

    1. Понятие имиджа преподавателя.

  Слово «имидж» применительно к преподавателям долгое время вообще не употреблялось. Им следовало лишь волноваться по поводу успеваемости и воспитанности, а вовсе не по поводу собственного образа в глазах учащегося. Достаточно было выглядеть скромно, аккуратно, в общем – прилично. Однако можно говорить о том, что сегодня появилась тенденция к перемене. Многие преподаватели считают, что имидж важен для их профессии. Но существует мнение, что имидж – всего лишь «маска». Так считают преподаватели со стажем, они также убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться».

  Однако  имидж преподавателя - это такая характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств преподавателя и которая способствует эффективности педагогической деятельности.

  Ученый-педагог Г.А.Китайгородская охарактеризовала преподавателя так:

  «а) источник информации,

    б)  лидер коллектива и в то  же время его член, у которого особый авторитет,

    в)  образец нравственно-этических норм  поведения, 

    г)  модель будущей речевой деятельности,

    д)  организатор психологического климата, 

    е)  руководитель межличностных отношений».

  Формирование  собственного позитивного имиджа, поиск путей, которые могут к нему привести, сегодня такая же обязательная задача преподавателя, как, например, совершенствование в преподавании своего предмета. Без интереса к личности преподавателя нет интереса к предмету. Уже давно стало известно, что интерес к личности преподавателя – средство активизации интереса к предмету. Образ преподавателя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен преподаватель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж. Грамотно созданный положительный имидж преподавателя - мощный ресурс, способный не только повысить эффективность педагогической деятельности, но и привести к сотрудничеству с учащимися. Если образ преподавателя приятен, то в нем заключена первоначальная сила духовного воздействия. Такого преподавателя хочется слушать и следовать за ним, такой преподаватель вдохновляет. Это придает всем его манерам одну общую черту - движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

  Известно, что для учащихся значимо не содержание образования само по себе, а те смыслы, которые вкладывает в него авторитетный педагог. При этом важно, какие средства выражения он при этом использует.

  Часто педагог  теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен им как  личность, то есть можно сказать, что  эта взаимосвязь потеряна. Предпосылками  этому могут послужить:

  - личные  причины учащегося

  - недостаточная  работа над своим имиджем самого  педагога

  - преобладание  влияния СМИ над интересом  к личности преподавателя у учащегося.

  Последний фактор, как считают многие ученые, действительно серьезная причина, чтобы усомниться в личности преподавателя и потерять к ней интерес. Наличие в распоряжении у учащихся массы других источников информации приводит преподавателя к необходимости быть интересной, яркой, неординарной личностью.

  1.3. Основные составляющие имиджа преподавателя.

  Дмитрий Журавлев, проректор по научной работе Института сферы социальных отношений, считает, что в образе конкретного учителя соединяются индивидуальный и профессиональный имиджи.

  Индивидуальный  имидж - сюда можно отнести индивидуальные (внешний вид, черты характера) и  личностные (авторитет, сила воли, организаторские способности, умение общаться и отстаивать свою точку зрения) качества педагога.

  Профессиональный  имидж – это профессиональные качества преподавателя, а также коммуникативные особенности профессиональной деятельности. В первую очередь это такие качества как знание предмета и владение методикой, умение правильно оценивать знания учащихся, подход к учащимся.

  Индивидуальный имидж современного пеподавателя.

  Осуществление любой профессиональной деятельности – это, прежде всего установление контактов, в которых свое отношение к другому человеку люди строят на основе первого впечатления. Важнейшей составной частью которого является внешний вид. Многие относят сюда не только умение одеваться, но и аккуратно уложенные волосы, грамотно подобранный make-up, умение держаться на людях.

  Наше положение  и образ жизни нигде так  откровенно не проявляются, как в  манере преподносить себя окружающим через одежду. Одежда не делает человека, но она делает девяносто процентов  того, что видят в нем окружающие. Одежда преподавателя всегда серьезный вопрос. Данная профессия относится к типу «человек – человек», а это означает, что ее представители по условиям работы имеют дело с другими людьми. Естественно, что их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Одежда преподавателя естественным образом серьезно влияет не только на отношение учащихся к самому педагогу, но и на внимание к изучаемому предмету и даже на их поведение во время занятий. Преподавателю в силу своей профессии приходится не только общаться с людьми, но и осуществлять учебный процесс, то есть доносить до них какую-либо информацию. Эта информация воспринимается студентами, как правило, в единстве с информацией, передаваемой внешним обликом. 

  Профессиональный  имидж современного преподавателя

  Качества, относящиеся к этому компоненту имиджа современного преподавателя, можно поделить следующим образом:

  - знания, опыт, мастерство в сфере преподавательской деятельности

  - коммуникативные  особенности профессиональной деятельности

  Знания, опыт, мастерство - неиссякаемый источник постоянного  совершенствования и формирования имиджа современного преподавателя. Как известно, преподавательский труд не терпит шаблона и равнодушия, требует от преподавателя постоянного поиска и нестандартного мышления, вдохновения, инициативы. Значительная часть преподавателей постоянно приобщается к новейшим достижениям педагогической науки, участвует в научных исследованиях и экспериментах, апробации новых предметных программ, учебников, ведет активный поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся. Это, несомненно, способствует укреплению их имиджа, росту педагогического мастерства, культуры, общего кругозора, позволяет по-новому строить свою работу, а в целом обогащает практику ВУЗа новыми образовательными технологиями, инновационными разработками.

  В психолого-педагогической литературе чаще всего говорят о  коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления  плодотворной педагогической деятельности. Опыт показывает, что для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения. Нам представляется, что предельно важным элементом педагогической деятельности является именно установление психологического контакта педагога с ребенком, взаимопонимания, то есть общение. Отсутствие или утрата взаимопонимания обособляют ребенка и взрослого, затрудняют и без того сложный процесс воспитания и обучения. Процесс общения педагога с детьми выступает, таким образом, как важное непременное условие и содержание профессиональной педагогической деятельности.

  Стиль общения учителя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают и разрешаются конфликты в среде ребят, а также между учителем и учениками. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат коллектива.

  В стиле общения находят выражение:

  - особенности  коммуникативных возможностей педагога;

  - сложившийся  характер взаимоотношений педагога  и воспитанников;

  - творческая  индивидуальность педагога;

  - особенности  ученического коллектива.

  В работах  Л.М.Митиной и А.К.Марковой [9, 10] выделяются следующие стили общения:

  1. Эмоционально-импровизационный  стиль (ЭИС). Учителя с данным  стилем руководства отличает  преимущественная ориентация на  процесс обучения, недостаточно  адекватное планирование учебно-воспитательного  процесса (отбор наиболее интересного учебного материала, в то время как менее интересный, хотя иногда и достаточно важный материал оставлен для самостоятельной работы учащихся). Деятельность учителя ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала методов обучения.

  2. Эмоционально-методический  стиль (ЭМС). Для учителя с этим  стилем руководства характерны  ориентация на процесс и результат  обучения, некоторое преобладание  интуитивности над рефлексивностью,  адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность.

  3. Рассуждающе-импровизационный  стиль (РИС). Для учителя РИС  характерны ориентация на процесс  и результаты обучения, адекватное  планирование учебно-воспитательного  процесса, оперативность, сочетание  интуитивности и рефлексивности. По сравнению с учителями эмоциональных стилей такой учитель проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения.

  4. Рассуждающе-методический  стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно  на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

  Речь учителя  – основное средство, позволяющее  приобщить учеников к культурному  наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения [9, 10, 12].

  Невербальный  компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Касаясь особенностей языка телодвижений, отметим также, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. «Язык телодвижений более правдив, чем язык слов» - справедливо замечает по этому поводу Хорст Рюкле [15]. А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». [Собр. Соч. Т.4, С.34]. Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

Информация о работе Имидж преподавателя